Главная
Книги: рецензии

Журнал «Досуг & Развлечения» 2004 – 2006.

 

НЕГАТИВ

Лев Тимофеев

Политика и лирика

М.: КоЛибри, 2006 г.

Лев Тимофеев – политолог, правозащитник, литератор, легендарный последний диссидент, отсидевший за антисоветчину уже при Горбачёве. Герой его романа «Негатив» - Олег Закутаров, бывший диссидент, а ныне преуспевающий политтехнолог, неожиданно для своих работодателей отказавшийся пиарить новую конституцию, согласно которой президент может переизбираться на третий срок. Представители властных структур начинают обрабатывать Закутарова старыми гэбэшными методами. Помимо политики у героя книги есть ещё две страсти, в которых он находит успокоение - фотография и женщины. Вспоминая молодые годы и переосмысливая свою жизнь, Закутаров, как истинный русский интеллигент, задаётся массой нравственных вопросов. Роман привлекает актуальностью и провокационностью сюжета, и читатели разных поколений, увлекающиеся политикой, наверняка прочтут его с удовольствием.

 

ФРАНСИСКО ГОЙЯ

Манфред Шнайдер

Биография

М.: Гелиос, 2006 г.

Первое издание этой книги о великом испанском живописце вышло в 1935 году, за два десятилетия до того, как Лион Фейхтвангер опубликовал своего «Гойю». Хотя поклонники творчества Гойи, как правило, отдают предпочтение роману Фейхтвангера, глубже и острее раскрывающему внутренний мир гения, книга Манфреда Шнайдера имеет свои достоинства. Она охватывает всю жизнь Гойи: вот юный Франсиско куролесит на фиестах, совращая чужих жён и побеждая их мужей в танцевальных дуэлях. Вот уже главный придворный художник, самовольно добавив к своей фамилии аристократическую приставку «де», купается в роскоши и заводит роман с красавицей герцогиней. Вот оглохший и полубезумный старик готовится к встрече с Богом, которого всю жизнь отрицал. Основанный на документах и свидетельствах современников Гойи, роман написан удивительно живым и сочным языком.

 

ПРОГУЛКА БОГОВ

Кодзи Судзуки

Триллер

СПб.: Амфора, 2006 г.

Кодзи Судзуки – японский Стивен Кинг, собиратель городских легенд и страшилок, которые дети любят рассказывать в тёмной комнате, приставив к подбородку зажженный фонарь. На сей раз автор легендарных триллеров «Звонок» и «Тёмные воды» решил отойти от мира невинно убиенных юных дев, чьи жаждущие мести души томятся в зловещих колодцах и зловонных канализациях. «Прогулка богов» хоть и является сюжетным ответвлением от «Звонка» - скорее мелодраматический детектив. Внезапно исчезает человек, полиция бездействует, друг и жена без вести пропавшего начинают самостоятельный поиск, выходят на загадочную секту и… влюбляются друг в друга, продолжая расследование уже по инерции. Эта занятная история любопытна ещё и тем, что в ней нет явных злодеев, да и секта оказывается неким клубом одиноких сердец, мечтающих о простом человеческом счастье.

 

АВОСЬ!

Николай Караченцов

Мемуары

М.: Вагриус, 2006 г.

Воспоминания всеми любимого актёра, из-за постоянной занятости урывками надиктованные другу-журналисту. Перед нами типичные «записки на манжетах», нестройные и местами сумбурные, как и подобает жанру, но читать их легко и интересно. Караченцов рассказывает о детстве и юности, о семье, учёбе и актёрской карьере, о Тиле и графе Резанове, о Марке Захарове и Инне Чуриковой, о Борисе Ельцине и Пьере Кардене. Николай Петрович – интеллигент до мозга костей, но ничто человеческое ему не чуждо: он и крепкого словца не чурается, и хулиганские байки охотно травит, и на эмоции не скупится. Последнюю (но не заключительную!) главу книги написала жена актёра Людмила Поргина. В ней она описывает, как Караченцов восстанавливается после страшной аварии, благодарит всех, кто переживает за Николая Петровича и желает ему скорейшего выздоровления.

 

ДНЕВНИК

Чак Паланик

Альтернатива

М.: Издательство АСТ, 2006 г.

Талантливая художница Мисти давно забросила живопись и работает официанткой. Её муж после попытки самоубийства лежит в коме, и Мисти, обращаясь к нему, ведёт дневник, в котором вспоминает свои юные годы и описывает странные события, происходящие с ней сейчас. И вновь берётся за кисть, чтобы создать свой главный шедевр.

«Дневник» - нетипичный роман Паланика, автора нашумевшего «Бойцовского клуба». В нём почти нет сцен насилия и членовредительства; основное внимание уделено теме душевного мазохизма и теориям, что гений и безумие неотъемлемы друг от друга, а по-настоящему творить можно лишь испытывая страдания. Понимая, что мысли эти отнюдь не новы, Паланик не стал перегружать свой роман излишней философичностью. В итоге получился жестковатый, но вполне удобоваримый эстетский психотриллер с элементами детектива и изрядной долей чёрного юмора.

 

31 АВГУСТА

Лоранс Коссе

Детектив

М.: Иностранка, 2006 г.

В ночь на 31 августа в парижском тоннеле Альма погибла Диана Спенсер, принцесса Уэльская. По одной из версий, водитель «Мерседеса», в котором ехала Диана, стал обгонять чей-то «Фиат», задел его и не справился с управлением. Ни тот «Фиат», ни его владелец до сих пор не найдены. Ухватившись за эту версию, популярная французская писательница Лоранс Косе решила пофантазировать. За руль злополучного «Фиата» она посадила обычную юную парижанку, которая с перепуга нажала на газ и скрылась с места трагедии. Затаившись дома и дрожа от страха, девушка ждёт прихода полиции, но к ней является шантажист и предлагает сделку: либо она даст интервью глянцевому журналу, либо он её убьёт. В своём антигламурном романе Косе открыто высмеивает культ знаменитостей и сочувствует простым смертным, которые поневоле становятся его жертвами.

 

ОБОРОТЕНЬ

Карло Лукарелли

Детектив

СПб.: Азбука-классика, 2006 г.

Перед нами сборник романов популярного автора интеллектуальных детективных триллеров Карло Лукарелли. «Оборотень» - так прозвали хитрого и изворотливого маньяка, который по ночам зверски убивает проституток и играет с полицией в кошки-мышки. Серийный убийца из романа “Almost Blue” – душевнобольной юноша, который совершает новые злодеяния в обличии своих предыдущих жертв. В романе «День за днём» стражи порядка охотятся за киллером-виртуозом, превратившим свой адское ремесло в настоящее искусство. Все три детектива открытые, с каждой страницей напряжение усиливается, но развязки абсолютно непредсказуемы. Объединяет романы и главная героиня – инспектор Грация Негро, явно списанная с Клариссы Старлинг из «Молчания ягнят». По ходу расследований Грация пытается устроить и свою личную жизнь, поэтому в книге немало эротических сцен.

 

МЯСОРУБКА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕВОЧЕК

Тонино Бенаквиста

Детектив

М.: FreeFly, 2005 г.

Сборник рассказов Тонино Бенаквисты, признанного французского мастера детективов, в которых грубая реальность переплетается с мистикой, а крепкий сюжет щедро приправлен юмором в духе фильмов Тарантино. Персонажи его произведений – неудачники, авантюристы, психопаты, самоубийцы, маньяки, киллеры и прочие маргиналы, причём автор, как правило, ведёт повествование от первого лица и насыщает свои произведения внутренними монологами героев (о чём, например, может думать маньяк, проворачивающий нож в теле своей жертвы?). Скромный клерк находит у себя в доме фамильное оружие и отправляется с ним на прогулку. Актриса, репетирующая роль Джульетты, чтобы лучше войти в образ, подсыпает яд мужу. Серийный убийца нападает на разносчиков пиццы, загадывая, что ему достанется на ужин сегодня – «Маргарита» или «Пеппероне». Закоренелый безбожник попадает в специальный рай для пролетариев, соединённых на небесах Карлом Марксом. Книга адресована самой широкой читательской аудитории.

 

OPEN AIR

эМСи Че

Поп-фикшен

СПб.: Амфора, 2006 г.

Open air – дискотека на лоне природы, а поп-фикшен – авторский жанр культового московского промоутера эМСи Че, фантазийная автобиография с вымышленными приключениями. Однажды Че задумал устроить на сочинском пляже грандиозную вечеринку, надеясь, что всё пройдёт цивилизованно, как на его любимой Ибице. Но не успел рейв начаться, как к Че выстроилась очередь из желающих погреть руки на проекте – от рядовых милиционеров и пожарников до градоначальников и, конечно, местной мафии. Но упрямый Че решает довести дело до конца…

От каждой страницы этого разбитного опуса за версту несёт дымом «косяков», автор не стесняется в выражениях, а сцены бурного секса прямо на танцполе изложены весьма натуралистично. “Open air” – сомнительный с художественной точки зрения, но весьма любопытный образец производственного романа – обязательно понравится клабберам и любителям гламурного/антигламурного чтива. Че детально описывает подноготную своего ремесла, а героями его истории стали ультрамодные диджеи и звёзды шоу-бизнеса.

КРОВЬ И ПЕСОК

Висенте Бласко Ибаньес

Романтическая драма

М.: Флюид, 2005 г.

Испания, начало ХХ века. Хуан Гальярдо – талантливый матадор, любимец публики, баловень судьбы. У него есть всё, о чём мог мечтать в детстве сын нищенки: любимая работы (вся его жизнь подчинена корриде), слава, деньги, верные товарищи, готовые прийти на помощь, преданная жена. Но однажды Хуан встречает роковую женщину – ослепительно красивую молодую светскую львицу донью Соль (Солнце), большую поклонницу корриды, которая обожает вонзать в разъярённых быков острую пику. Так же она относится и к мужчинам: дразнит, а потом разбивает их сердца. Сгорая от переполняющих его чувств, Хуан готовится к своей решающей корриде…

К названию этого романа – «Кровь и песок» - вполне можно добавить: «…и страсть». Впрочем, представить себе классическую испанскую литературу без бушующих и всепоглощающих страстей невозможно, а Ибаньес – один из ярчайших её представителей. Большинство россиян неодобрительно относится к кровавой забаве жителей Пиренейского полуострова, но пропускать страницы, на которых автор максимально натуралистично описывает поединки человека с быком, всё же не стоит, иначе роман не произведёт никакого впечатления – наравне с любовной историей корриде в нём отведена важнейшая роль. Рекомендуем книгу всем интересующимся культурой Испании и поклонникам романтическо-философской прозы о герое-одиночке, который бросает вызов обществу, но которого губит тщеславие.

 

ПАВОДОК

Юнни Халберг

Семейная драма

М.: Иностранка, 2005 г.

Современный норвежский посёлок, в котором главное и единственное развлечение – вспоминать местные легенды и обмениваться сплетнями за кружкой пива. Роберт Йерстад – тридцатилетний фермер из старинного помещичьего рода, вспыльчивый малый с непростым характером. Живёт он вместе с чудаковатой матерью, сестрой-подростком, которая по ночам норовит забраться к нему в постель, чтобы тот научил её сексу, и младшим братом – немым и слабоумным. А старший брат несколько лет назад якобы нечаянно убил их отца и ушёл из семьи. Эта старая история всплывает вместе с паводком, когда спасающиеся от стихии люди, замкнутые и разобщённые в обычное время, пытаются выяснить между собой отношения и узнать всю правду друг о друге…

Повествование ведётся от лица Роберта и ещё одного жителя посёлка – запутавшегося в жизни полицейского, который подозревает главного героя во всяческих злодеяниях. Модный норвежский писатель Юнни Халберг называет жанр, в котором пишет, «грязным реализмом» и с нордическим спокойствием устами своих персонажей рассуждает на такие темы, как отцеубийство и инцест. Несмотря на интригу и полудетективный сюжет, «Паводок» - классический образец скандинавской семейной саги без начала и конца («Всё идёт по кругу» - финальная фраза Роберта). Написана книга в грубоватой манере и довольно суха в начале, но, вчитавшись, от неё не оторваться.

 

ДОВЛАТОВ – ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ

Людмила Штерн

Биография

СПб.: Азбука-классика, 2005 г.

О Сергее Довлатове известно немало. Почти все его произведения – так или иначе автобиографии, а в девяностых, после смерти писателя, в России начался довлатовский бум и как грибы после дождя стали появляться всевозможные публикации о Довлатове, большей частью надуманные, поверхностные и откровенно лживые. Наша соотечественница Людмила Штерн, дружившая с Довлатовым ещё до их эмиграции из СССР, решила восстановить истину и дать отповедь биографам, наживающимся на имени одного из самых талантливых русскоязычных писателей ХХ века. Страстная поклонница творчества Довлатова, Штерн показывает своего друга без прикрас – он был человеком пессимистичным, мнительным, обидчивым, порой язвительным, драчливым в подпитии и совершенно неприспособленным к жизни. Но был и другой Довлатов – трогательный романтик, добрый и щедрый, совестливый, стеснявшийся своего алкоголизма, ненавидевший хамство и необычайно обходительный с женщинами, которые его часто не понимали и с которыми у него складывались непростые отношения.

Штерн, сама известный литератор, пишет легко и остроумно, умышленно подражая стилю Довлатова. В её книге помимо личных воспоминаний, писем и фотографий много страниц посвящено родному Ленинграду, посиделкам шестидесятников, курьёзным сценкам из жизни советской интеллигенции и озорным байкам о русских писателях разных эпох. Но в центре повествования всегда остаётся личность Довлатова – могучая, противоречивая и трагическая.

4

Владимир Сорокин

Собрание сочинений

М.: Захаров, 2005 г.

Владимир Сорокин выпустил довольно разношёрстный сборник своих произведений с очевидной целью доказать, что он способен не только виртуозно материться, смаковать сексуальные извращения и лакомиться фекалиями. Похоже, даже самым ярым недоброжелателям автора придётся признать, что он умеет быть и остроумным сатириком, и тонким психологом, и даже философом.

Открывает сборник эротический рассказ «Волны». Он – фанатичный учёный, замкнутый и рассеянный, она – сексуально раскрепощённая советская аристократка, тщетно пытающаяся обучить мужа науке любви. Почему же они счастливы друг с другом? Мистический рассказ «Чёрная лошадь с белым глазом» повествует о девочке, увидевшей в бельме на глазу у лошади страшные события будущего. В «Сердечной просьбе» немощный старик умоляет дочь приютить его у себя и обещает умереть ровно через два года, день в день. В «Хиросиме» несколько разных пар по тому или иному поводу начинают друг друга душить, и некоторые из них в этот момент видят апокалипсические картины. Самый светлый рассказ – «Кухня»; в нём автор трогательно описывает типичную кухню советских времён, где каждый предмет мебели и утвари имеет свою маленькую и ранимую душу.

Представлены в сборнике и два киносценария: знакомая зрителям «Копейка», в которой прослеживается история нашей страны за последние тридцать лет, и «Четыре» - фантастический трэш на тему клонирования. Ну а «гвоздь» книги – либретто сомнительной, но вполне целомудренной оперы «Дети Розенталя» о любви проститутки к клону Моцарта, ставшему уличным музыкантом.

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ СОЛОВЬЁВА

Владимир Соловьёв

Сатирическая антиутопия

М.: КоЛибри, 2005 г.

Популярный теле- и радиоведущий Владимир Соловьёв решил податься в апостолы некой новой религии? А может, он захотел поглумиться над верующими? Или его дебютный роман – печатная версия политических ток-шоу? Ни то, ни другое, ни третье, хотя и о перспективах идеализма в эпоху хай-тек автор порассуждал, и Ватикан с Сергиевым Посадом слегка приложил, ну а без политики Соловьёв вообще не Соловьёв. Его «Евангелие» - симбиоз фельетона и модных ныне антиутопий на тему клонирования.

В 60-х годах в СССР задумали клонировать Ленина. Но сначала решили поэкспериментировать: украли кусочек Туринской плащаницы, соскребли ДНК Иисуса Христа и вживили суррогатной матери, которая сначала сбежала в Израиль, а потом осела в США. И вот в наши дни Владимир Соловьёв приезжает в Америку и знакомится с очень необычным эмигрантом из СССР по имени Даниил, который умеет творить чудеса. Вскоре Владимир понимает, что перед ним новый Мессия. Даниил назначает Соловьёва главным апостолом, а в помощь ему даёт Билла Гейтса – в наши дни без спонсорской поддержки никакого Мессию не раскрутишь. О готовящейся самой грандиозной акции в истории человечества прознали олигархи и политики из России, и теперь каждый хочет погреть на этом деле руки. Только вот сам Бог, похоже, сейчас никому не нужен – ведь есть Интернет и телевидение…

Тонкая философская книга, по-журналистски язвительная, адресована самому широкому кругу читателей

 

ДАНТОВ КЛУБ

Мэтью Перл

Историко-мистический детектив

М.: Эксмо, 2005 г.

1865 год, Бостон. Группа литераторов во главе с Лонгфелло трудится над переводом «Божественной комедии» Данте Алигьери. Подвижникам строит козни ректор Гарвардского университета, считающий величайшую поэму вредной и ненужной Америке. Тем временем в городе происходит одно зверское убийство, потом другое, третье… Причём сценарии для своих злодеяний маньяк берёт из дантовых кругов Ада. Уж не сам ли дух Данте явился покарать грешников? В обход полиции литераторы решают провести собственное расследование.

Поневоле напрашивается сравнение этого романа с нашумевшим «Кодом да Винчи» Дэна Брауна, который, кстати, высоко отозвался о «Дантовом клубе». На самом деле, помимо сходной концепции (сквозь века гений бросает вызов потомкам), между этими книгами мало общего – Браун делает акцент на историзме и философичности (трижды сомнительной, но не в этом дело), а Мэтью Перл написал прежде всего эстетский детектив с мистической интригой скорее в духе Умберто Эко. Иной раз и не верится, что это литературный дебют юного студента-юриста – образы реально существовавших героев поражают своей цельностью и правдоподобностью, детали выписаны филигранно, удалось автору выдержать и ритм повествования, а ведь роман-то объёмный. Убийца, конечно, рядом, и это тот, на кого меньше всего думаешь (хотя, пошевелив мозгами, догадаться можно). Немного портит книгу перевод – архаичное «потребно» соседствует с блатным «фраерок», а постоянные «увидал» и «услыхал» из уст корифеев мировой литературы звучат странновато.

 

ДЕРЕВНЯ ВОСЬМИ МОГИЛ

Сэйси Екомидзо

Детектив

М.: Иностранка, 2005 г.

В далёком XVI веке восемь самураев спасаясь от врагов, укрылись в глухой деревушке, но алчные крестьяне, прельстившись наградой, отрубили им головы. С тех пор это место проклято и время от времени буквально тонет в крови. Самое страшное злодеяние в начале ХХ века учинил спятивший местный богач, отправив на тот свет три десятка людей. Годы спустя скромный горожанин Тацуй Тэраду получает неожиданное приглашение из деревни Восьми Могил – оказывается, он является внебрачным сыном того безумца и наследником имущества угасающего ныне рода. Тацуй ещё не доехал до своей малой родины, как происходит убийство, потом трупы находят чуть ли не каждый день, и, на первый взгляд, жертвы никак не связаны друг с другом. Полиция заходит в тупик, крестьяне во всём обвиняют Тацуя, а тот вдруг обнаруживает близ деревни зловещий подземный лабиринт. Согласно преданию, где-то в лабиринте самураи зарыли свои сокровища…

Сэйси Екомидзо, самый успешный японский детективщик прошлого века, - большой хитрец. Казалось бы, «Деревня» - грубоватая стилизация под западный готический детектив, эдакая смесь Эдгара По и Агаты Кристи, со скорее смешными, чем жуткими названиями глав - «Чудовище в пещере», «Страсти во тьме». Но если на минутку оторваться от лихо закрученного сюжета (а сделать это, право, будет тяжело) и начать читать между строк, окажется, что книга на сто процентов японская, тонкая и загадочная, а над европейцами автор даже слегка подшучивает.

 

ТОРГОВЕЦ ПУШКАМИ

Хью Лори

Сатирический шпионский боевик

М.: Фантом Пресс, 2005 г.

Известный британский комик Хью Лори решил пойти по стопам своего коллеги по цеху Стивена Фрая и попробовать себя на литературном поприще. Десять лет назад он написал беспощадный сатирический роман о терроризме, который, увы, с каждым годом становится всё более и более актуальным.

Томас Лэнг – бывший военный из антитеррористического подразделения. Выйдя в отставку, он ведёт полунищенский образ жизни, так как ничего не умеет делать. Тут подворачивается странное, но весьма выгодное дельце – убрать заезжего американского профессора, с виду совершенно безобидного. Лэнг не киллер, но жуткий пройдоха, поэтому он решает инсценировать убийство, забрать деньги и смыться. Кто бы мог подумать, что профессор заказал самого себя? Поневоле Лэнг оказывается втянутым в грязную международную авантюру, цель которой – подбить какую-нибудь группировку на крупный теракт и провести операцию с использованием боевого вертолёта, чтобы потом с успехом торговать им по всему миру…

Головокружительные повороты сюжета, драки и перестрелки, история любви и щемящей сердце разлуки, успокоительный секс мимоходом – всё, что присуще шпионскому боевику, читатель в этом романе найдёт. Но главное – книга получилась не просто смешной, а дьявольски саркастичной. Герой не прекращает острить и язвить даже под дулом пистолета. Главные колкости, разумеется, направлены в адрес американцев, но и своих соплеменников, пляшущих под дудку дяди Сэма, Лори приложил от души.

 

ЗАИР

Пауло Коэльо

Роман-притча

М.: София, 2005 г.

У преуспевающего писателя пропала без вести жена – военная журналистка, часто выезжающая в горячие точки. Не то чтобы герой сильно расстроился: он давно её разлюбил и спит с любовницами, но всё же принципа ради решил её разыскать. Однажды он знакомится с казахским юношей, у которого русское имя Михаил и который в парижском армянском ресторане устраивает странные вечеринки: нечто среднее между фолк-концертом, эзотерическим собранием и обменом историями любви в стиле «Декамерона». Он-то и сообщает писателю, что его жена уединилась в глухом казахском ауле, где ткёт коврики и преподаёт местной детворе французский. Избороздив степи в поисках благоверной, писатель переосмысливает свою жизнь…

Как водится, новый роман Пауло Коэльо изобилует назидательными притчами и идеалистическими проповедями о вселенской силе любви и добра. Когда поток собственных мудрых мыслей иссякает, автор не гнушается помощью классиков мировой литературы, философов всё времён и народов, Библии и Корана (кстати, «заир» - исламский термин, обозначающий «видимое», «присутствующее»). А также охотно цитирует самого себя: его же «Алхимик» проходит рефреном через весь роман. Похоже, Коэльо в своё время перехвалили, и он искренне уверовал в свою святость – очередную «манную кашу» он сварил даже не на молоке, а на воде, поэтому книгу никак не назовёшь вкусной. Рекомендуется тем, кто по инерции коллекционирует заведомые бестселлеры главного на сегодняшний день сказочника для взрослых.

 

ОТШЕЛЬНИК

Карлос Кастанеда

Поучения

М.: Аст-Пресс Книга, 2005 г.

После тридцати лет молчания главный мистификатор новейшей истории, считавшийся умершим в 1998 году, написал новую книгу. Впрочем, Карлоса Кастанеду, чьё настоящее имя доподлинно неизвестно, не говоря уж о биографии, хоронили неоднократно, но самые преданные адепты умения сына Солнца и Пернатого Змея всякий раз отказывались верить в кончину своего гуру. Даже если «Отшельник» и является фальшивкой, то ни в чём не уступающей работам Кастанеды образца 60-70-х годов ХХ века.

Роман посвящён Хуану Диего, величайшему шаману Центральной Америки XVI века. Приняв христианство, он сделался самым и почитаемым проповедником новой веры среди индейцев. Когда Хуану Диего явилась Дева Мария, завистники из Рима обвинили его в ереси и приказали убить. Книга построена как философская беседа Кастанеды с Хуаном Диего, к которой присоединяется и главный духовный наставник автора дон Хуан Матус, хранитель магических ценностей древних ацтеков. Как водится, Кастанеда необычайно поэтичен и эмоционален. Он неоднократно подчёркивает, что не принадлежит ни к одной из церквей (хотя явно симпатизирует просвещённому язычеству и космогонии), уличает во всех смертных грехах Ватикан и между строк прославляет галлюциногены. Тому, кто не знаком с кастанедовским Путём Познания и Прозрения, лучше вначале справиться в Интернете (есть специальные сайты для неофитов и интересующихся, где суть учения объясняется в доступной форме).

 

КЛЮЧ

Дзюнъитиро Танидзаки

Семейная драма

М.: Иностранка, 2005 г.

В своём творчестве классик японской литературы ХХ века Дзюнъитиро Танидзаки с успехом синтезировал традиции прозы Страны Восходящего солнца с европейским модернизмом и передовыми по тем временам учениями Фрейда. Его лучший роман «Ключ» можно отнести как к жанру эпистолярной эротической литературы, так и к тончайшему психологическому детективу.

Немолодой профессор ведёт дневник, в котором жалуется воображаемому читателю на свою интимную жизнь, точнее, на её отсутствие. Двадцать лет он живёт с женой, но она скованная феодальными устоями и предрассудками, чрезвычайно холодна в постели. При этом профессор чувствует, что в глубине её души кроется вулкан страстей, который ему никак не удаётся пробудить. Параллельно и жена ведёт дневник: он полон сетований о том, как тяжело женщине жить с нелюбимым мужем. В искренний, поэтичный, эмоциональный, пугающий своей беспощадностью диалог двух дневников вклинивается новый голос – жениха дочери, чьё появление в семье приводит сначала к супружеской измене, а потом - к трагедии…

По нынешним временам «Ключ» можно назвать весьма целомудренной книгой, Ситуацию не так давно «исправил» одиозный режиссёр Тинто Брасс, сняв по мотивам романа заурядное софт-порно. Более ранняя и куда более достойная экранизация «Ключа», осуществлённая японским режиссёром Коном Итикавой, получила в 1960 году Гран-при в Каннах. Роман рекомендуется как супружеским парам, так и тем, кто только планирует создать семью, чтобы в будущем избегать проблем в сексуальных отношениях.

 

ЖЕНЩИНА, КВАРТИРА, РОМАН

Вильгельм Генациано

Мемуары

М.: Аст-пресс книга, 2004 г.

У семнадцатилетнего юноши, живущего в Западной Германии в 60-е годы прошлого века, есть три заветных желания – встретить спутницу на всю оставшуюся жизнь, обзавестись собственным жильём и стать писателем. Третье желание самое сильное – мальчуган просто бредит литературой. Днём работая кладовщиком в торговой фирме, по ночам он строчит заметки в местную газету. Постепенно все три мечты застенчивого, но трудолюбивого паренька начинают сбываться…

Автобиографий, в которой убелённый сединами писатель о самом интересном периоде своей жизни – отрочестве и взрослении – написано немало. Популярностью у читателей такие книги пользуются только в одном случае – если писатель талантлив, титулован, «раскручен» и т.п. Российскому читателю Вильгельм Генациано почти неизвестен, поэтому нам предоставляется возможность оценить «Женщину…» без оглядки на предыдущие произведения автора, максимально объективно, без почтенного трепета и умиления, и в то же время без предвзятостей – мол, не о чем больше писать, так засел за мемуары.

Роман написан лёгким языком, но откровенно скучноват, хотя заканчивается, как и положено, на мажорной ноте – молодой человек полон надежд и планов, и его главная «книга жизни» ещё впереди. А ещё интересно сравнивать менталитет разных поколений – в наше время юноша, впервые оставшийся наедине с любимой девушкой и забывший обо всё на свете, так как увлёкся слушанием литературной передачи по радио, выглядел бы комично, а полвека назад такое, видимо, было в порядке вещей (девушка тоже заслушалась). Роман рекомендуется читателям разных поколений, знакомых с творчеством литературных кумиров середины ХХ века, так как Генациано постоянно на них ссылается.

 

ПОЛУБРАТ

Ларс Сааби Кристенсен

Скандинавская семейная сага

М.: Махаон, 2005 г.

Ларса Кристенсена, необычайно разностороннего литератора (он прозаик, поэт, кинодраматург, либреттист), не даром в родной Норвегии почитают как классика. И дело не в том, что он получил все существующие национальные премии в области литературы и что его книги уже который год возглавляют рейтинги продаж. Кристенсен – мастер рассказа с большой буквы. Не пытаясь эпатировать читателя и почём зря «взрывать» ход повествования, он описывает жизнь обычных «маленьких людей» столь динамично, увлекательно и, главное, реалистично, что создаётся впечатление, будто герои – наши хорошие знакомые или соседи. Вместе с тем в романах Кристенсена нет ни капли телесериальной надуманности – всё предельно искренне и логично, и, как бы ни был выстроен сюжет, все эпизоды сплетаются друг с другом в мозаичное и удивительно стройное произведение с яркими и цельными образами.

«Полубрат» - семейная сага. Сценарист Барнум Нильсен, несмотря на внешнее благополучие, топит депрессию в бутылке и вспоминает детские годы. Три женщины – мать, бабушка и прабабушка, судьбы которых сложились непросто, воспитывают двух сводных братьев – Фреда и Барнума. Однажды Фред убивает ненавистного отчима и навсегда уезжает в Гренландию. С тех пор у Барнума было много друзей, но никто не смог заменить ему старшего брата. Лишь с годами страдающий от одиночества герой понимает, насколько важна для человека семья. Роман рекомендуется всем, кого не отпугнёт 800-страничная книга с диалогами, написанными бегущей строкой.

 

НЕВЕДЕНИЕ

Милан Кундера

Ностальгический роман

СПб.: Азбука-классика, 2005 г.

После печальных событий 1968 года Ирена покидает Чехословакию и оседает во Франции. Двадцать лет спустя, когда коммунистический режим пал, она возвращается в Прагу, но триумфальным её возвращение на родину не назовёшь – родина стал ей абсолютно чужой и непонятной, произошедшие изменения – уродливыми и пугающими, и даже с подругами своей молодости общего языка Ирена не находит. Единственный человек, к которому её влечёт – бывший возлюбленный Йозеф, который тоже двадцать лет провёл в эмиграции и которого Ирена случайно встречает в аэропорту. Но за давностью лет её имя, да и она сама начисто стёрлись из его памяти…

Новый роман Кундеры, возможно лучший на сегодняшний день, посвящён такому сложному и противоречивому понятию, как ностальгия. Однажды покинув родину, человек становится изгоем везде и навсегда. Через весь роман рефреном проходит гомеровская «Одиссея» - был ли прав Одиссей, презрев благополучную жизнь в объятиях безумно любившей его Калипсо и вернувшийся в Итаку к подзабывшей его Пенелопе, ожидающей мужа скорее по инерции?

Кундера верен себе: абстрактное существительное в названии; крохотные главки-эпизоды, подобные лёгким мазкам художника-импрессиониста; неповторимый стиль, пронизанной грустной иронией. Добрая половина книги – размышления автора о судьбе родной Чехии и о том, как страдает тешащий себя надеждами человек, когда счастливое неведение сменяется трагической явью.

 

МОСТ ЧЕРЕЗ БУХТУ ЗОЛОТОЙ РОГ

Эмине Севги Эздамар

Мемуары

СПб.: Амфора, 2004 г.

Скандальный автобиографический роман известной актрисы и писательницы, в котором Эмине вспоминает свою бурную молодость, пришедшуюся на 60-е годы. Чтобы избавиться от родительской опеки, юная турчанка уезжает на заработки в Германию. Но контракт заканчивается, и девушка возвращается на родину, где сильны феодальные и религиозные пережитки. Европеизировавшаяся Эмине решает бросить вызов обществу и вести такой образ жизни, о котором правоверные мусульманки боятся даже подумать. Эмине ходит в мини-юбках и джинсах в обтяжку, курит сигарету за сигаретой, балуется спиртным, а распрощавшись с девственностью, отдаётся мужчинам направо и налево и делает один аборт за другим. А главное – она становится убеждённой марксистской и вступает в ряды коммунистов-подпольщиков. Тут к власти приходит хунта, и страну захлёстывает волна арестов и казней. Чудом Эмине удаётся избежать тюрьмы. Может быть, стоит покончить с играми в революцию и попробовать осуществить свою давнюю мечту – стать актрисой и играть на сцене?

Чтобы книга не воспринималась только как роман о похождениях «дрянной девчонки» («Мы занимались любовью, и три птицы сверху гадили нам на спины» и т.д.), читателю стоит заранее освежить свои познания в истории ХХ века. Повествование пронизано цитатами из Шекспира, Бодлера, Лорки и других поэтов, и такие вставки органичны и оправданы. Да и внутренние монологи Эмине отличаются своеобразной поэтичностью, грубоватой, но очень искренней и оттого притягательной.

 

ИНКА

Улья Нова

Сказка для взрослых

М.: FreeFly, 2004 г.

Двадцатилетняя Инка, изгнанная из семьи за инцест с родным братом, зимой и летом ходит в кедах и несуразных одеждах, курит аптекарские травы, днём горбатится на жадного и свирепого хозяина, а вечерами просиживает в кофейнях или болтается по Москве. Инка для себя решила, что в обществе других людей она не нуждается – так и живёт одна-одинёшенька в своём мирке, где нет разницы между днём вчерашним и днём завтрашним. Случайно она знакомится с красавцем-перуанцем, который почему-то не ухаживает за ней «как принято», а лишь даёт странные советы. И вдруг он исчезает. Пытаясь разыскать таинственного незнакомца, разбившего ей сердце, Инка находит себя – пройдя через жестокие испытания, которые уготовил ей великий чародей по имени Заклинатель Встреч…

Современная российская действительность и магия древних инков, сшибающий с ног запах водочного перегара и гамма тончайших ароматов свежемолотого кофе, подкупающие своей искренностью девичьи откровения, горючие слёзы сквозь стиснутые зубы и завидная самоирония – всё это читатель найдёт в этой книге. На смену непроглядной тьме обязательно придёт яркий солнечный свет – ведь именно солнце, а не компьютеры с телефонами, призвано объединять людей. Волшебный роман напоминает индейский браслет-«фенечку» с причудливым узором сюжетной линии и бесчисленными разноцветными бисеринками-метафорами – от них порой рябит в глазах, некоторые чересчур оригинальны, но в целом кропотливый труд молодой рукодельницы Маши Ульяновой, спрятавшейся за псевдоним Улья Нова (так, должно быть, зовут какую-нибудь колдунью-перуанку), заслуживает самой щедрой похвалы.

 

РИВЕРСАЙД-ДРАЙВ

Вуди Аллен

Пьесы

М.: Иностранка, 2004 г.

Вуди Аллен написал три новые пьесы о городских сумасшедших, которые живут в фешенебельных кварталах Нью-Йорка, имеют престижную работу и преданных жён и мужей. Что ещё нужно для счастья?

Голливудский сценарист, замученный угрызениями совести, решает бросить любовницу и всегда быть рядом с обожающей его и ни о чём не подозревающей женой, но любовница за молчание просит полмиллиона долларов откупных…

Преуспевающий стоматолог частенько занимается бурным сексом с сестрой своей жены и ведёт эротический дневник, который случайно всплывает на званом обеде…

От истеричной алкоголички, известного психоаналитика, уходит муж – к её лучшей подруге, и ярости покинутой жены нет передела…

Со свойственным ему дьявольским сарказмом Аллен высмеивает самую распространённую слабость человеческого характера – зависимость от условностей и общественных стереотипов – и разыгрывает великолепные спектакли абсурда, в которых герои, пытаясь разрушить эти стереотипы путём обмана своих благоверных, оказываются жалкими инфантильными трусами, склонными к подростковым психозам и дешёвым эффектам вроде симуляции попытки самоубийства. И конечно, эти трагикомедии Аллена изобилуют гэгами и шутками на любой вкус вплоть до политической сатиры (переводчику – отдельное спасибо). Особое внимание Аллен по обыкновению уделяет теме сексуальных отношений, сквозь призму которых он и знакомит читателя с внутренним миром своих персонажей.

 

WINDOWS ON THE WORLD

Фредерик Бегбедер

Антигламур

М.: Иностранка, 2004 г.

Название нового романа Фредерика Бегбедера не переводится с английского – так назывался фешенебельный ресторан, располагавшийся под крышей одной из печально знаменитых башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Главный герой, преуспевающий риэлтор, вместе со своими маленькими детьми пришёл туда 11 сентября 2001 года на завтрак. В ту башню врезался первый самолёт, а обрушилась она позже другой. Один час сорок пять минут – столько длилось кошмарное ожидание собственной смерти, когда надеяться абсолютно не на кого и не на что. Автор книги, обедая в ресторане парижского ресторана на Монпарнасе, решил пофантазировать: как ведут себя люди в такой ситуации, о чём они думают, как проживают свои последние минуты и секунды?

Вопрос, который не может не возникнуть: а не спекулирует ли Бегбедер, бывший пройдоха-рекламщик и жуткий циник, на самой «смачной» человеческой трагедии наступившего века (ведь мог же, чёрт его дери, хотя бы детей героя оставить дома)? Не глумится ли над горем людей, четвёртый год оплакивающих своих близких? На одной из пресс-конференций писатель ответил, что он просто захотел посмотреть на те события незамыленным взглядом. И тут же обвинил Америку в том, что она использует 9/11 в своих политических играх. Бегбедер неисправим, но его роман действительно получился беспристрастным, глубоким и очень страшным.

 

ГОЛАЯ ОБЕЗЬЯНА

Десмонд Моррис

Науч-поп

СПб.: Амфора, 2004 г.

Человек произошёл от обезьяны. Человека создал труд. С постулатами Дарвина и Энгельса трудно не согласиться, но насколько далеко мы ушли от братьев наших меньших, да и вперёд ли ушли? Сравнивая млекопитающее, бороздящее космические просторы, с другими приматами, известный зоолог прошлого века Десмонд Моррис пришёл к выводу, что человек – это… ошибка природы, отклонение от естественных форм существования.

Тому, кто упорно отказывается считать себя обезьяной-мутантом, да ещё и голой, книга будет интересна с познавательной точки зрения. Чем питались наши хвостатые предки? Что побудило их слезть с деревьев и начать конкурировать с гораздо более сильными наземными хищниками? И главный вопрос: почему из всех обитателей планеты Земля именно человек так рьяно тяготел к развитию своих умственных способностей в ущерб физическим?

Остроумный, местами хулиганский и провокационный, этот вполне научный трактат рассчитан на самый широкий круг читателей.

 

КАФКА НА ПЛЯЖЕ

Харуки Мураками

Триллер

М.: ЭКСМО, 2005 г.

Подросток Тамура ушёл от чудаковатого отца, предрекшего, что сын переспит со своими матерью и сестрой, которых никогда не видел. Выбрав методом тыка город, в котором он начнёт новую жизнь, Тамура, едва обосновавшись, реализует свои эротические фантазии, не подозревая, что отцовское пророчество сбывается. Второй герой, старик Наката, в детстве был вундеркиндом, но после некоего аномального происшествия стал слабоумным. Зато теперь он понимает язык кошек и умет вызывать дождь из пиявок. Независимо друг от друга им предстоит открыть врата загробного мира, чтобы познать смысл жизни и смерти…

В новом романе самого успешного японоязычного писателя современности всё по-прежнему: никаких журавликов и икебан, герои заедают суп мисо гамбургерами, слушают европейскую классику и американскую попсу и, презрев родную дзеновскую гармонию, усердно занимаются самокопанием с помощью немецких философов и дедушки Фрейда. Разве что «Кафка…» сильнее прочих книг Мураками тяготеет к жанру триллера с прямо-таки стивенкинговским финалом: исчадье ада из царства мёртвых превращается в склизкого монстра, и тогда один из храбрецов берёт в руки тесак и спасает человечество. Можно долго спорить о тончайшем или мнимом психологизме произведений Харуки-сана, но жуировать именем Кафки (который вдобавок по воле наших переводчиков оказался не на взморье, а на пляже) – дело сомнительное. Впрочем, хитро сплетённый сюжет позволяет рекомендовать эту книгу тем, кто любит просто интересное и захватывающее чтиво.

 

ХУАН-ТИГР. ЛЕКАРЬ СВОЕЙ ЧЕСТИ

Рамон Перес де Айала

Мужской роман

М.: FreeFly, 2005 г.

Испания, конец XIX века. Рыночного торговца Хуана прозвали Тигром за угрюмый вид и свирепый нрав. Многим от него достаётся, и в первую очередь женщинам, которых Хуан ненавидит и вместе с тем боится – слишком горьким был у него опыт общения с ними в молодости. Но под «тигровой» шкурой бьётся сердце доброго и благородного человека, томящегося от одиночества и стесняющегося в этом признаться даже самому себе. И вдруг Хуан влюбляется как мальчишка и, сгорая от переполняющих его чувств, готов не только изменить своё отношение к противоположному полу, но и соперничать с самыми близкими ему людьми обожаемым приёмным сыном и лучшим другом. Увы, похоже, его избранница относится к той категории женщин, которые ценой грехопадения рвутся к мнимой свободе и испытывают наслаждение, заставляя мужчин страдать. Но не загоняют ли они сами себя в ловушку?

Убеждённым феминисткам эту книгу даже не стоит брать в руки, так как она целиком посвящена проблемам поиска мужского счастья – по мнения автора, да и подавляющего большинства мужчин, оно наступит только в том случае, если женщина, покаявшись в грехах, станет покорной и преданной женой. Это классический образец мужского любовного романа, эмоционального и слегка ироничного, пополнившего сокровищницу испанской литературы.

 

ИЗ АФРИКИ

Карен Бликсен

Путешествия/приключения

М.: Махаон 2004 г.

Что делает датская баронесса в самом сердце Чёрной Африки? Содержит кофейную плантацию, врачует своих слуг и батраков, веселится на местных праздниках, охотится на антилоп и пишет книгу о том, как всё это происходит. Жизнь в саванне полна ежедневных опасностей и приключений: хрупкой женщине приходится то убивать льва наповал одной пулей, то тащить на себе огромного раненого негра, то примирять поссорившихся соседей.

Удивительная книга – ничуть не похожа ни на однотипные записки путешественников-этнографов, ни на утомительные описания географов и биологов, ни на приключенческие повествования с лихо закрученным сюжетом. Бликсен просто рассказывает об Африке, которую видит своими глазами. И очень любит. Книга, написанная задолго до всевозможных «политкорректностей», совершенно лишена рассуждений на расовые темы – лишь изредка Бликсен позволяет себе лёгкие, но очень тёплые шутки в адрес аборигенов (например, вождя племени правительство наградило медалью, но ему некуда её повесить, потому что на нём надета лишь набедренная повязка).

Роман Карен Бликсен (по нему вышла экранизация с Мерил Стрип в главной роли) рекомендуется всем, кому интересно, как там оно живётся – в Африке?

 

ПРЕДАТЕЛЬСТВО РИТЫ ХЕЙВОРТ

Мануэль Пуиг

Драма

М., Махаон 2004 г.

Провинциальный аргентинский городок середины ХХ века – люди рождаются, растут, взрослеют, вступают друг с другом в различные отношения… Вот, собственно, и весь сюжет.

Представляете себе фильм, смонтированный из отрывков совершенно разных кинолент? Таков дебютный роман Мануэля Пуига - одного из самых известных и скандальных писателей Аргентины ушедшего века. Пуига часто называли «анти-Борхесом» - за нарочитую «киношность» его произведений. К так любимой аргентинцами «бесконечной строке», Пуиг, всю жизнь мечтавший стать киносценаристом, добавил «бесконечный диалог», порой даже не сообщая читателю, кто с кем говорит. Да и в суть разговора вникнуть поначалу бывает непросто – с обсуждения местных сплетен и цен на ближайшем рынке собеседники играючи переходят на описания любимых фильмов и ностальгические воспоминания о прожитых годах. Каскад диалогов «ни о чём» резко сменяется внутренними монологами героев, едва связанных между собой нитью повествования… При всём этом полнейшем, на первом взгляд, хаосе, «Предательство Риты Хейворт» - очень цельная книга, которая рекомендуется внимательному и вдумчивому читателю, который не поддавшись на искусные провокации Пуига, сможет прочесть каждую строчку этого романа и потом долго вспоминать о нём с удовольствием.

 

ДОНОР. ВИВАРИЙ

Сергей Чилая

Проза жизни

М., Олма-Пресс 2004 г.

Известный латвийский врач и бизнесмен, хирург с мировым именем, Сергей Чилая взялся за перо. В центре его книг – врач, вершитель человеческих судеб, «наместник Бога на земле». Принимая на себя такую миссию, может ли человек в белом халате быть злым гением, способным ради «торжества науки» и «спасения человечества» не гнушаться ни убийством, ни противозаконной торговлей человеческими органами? Может, да ещё как. И пока наука торжествует, гений упивается своей властью – над всеми и вся. Но возмездие приходит с совершенно неожиданной стороны, без помощи героя-освободителя, как в сказках или голливудских боевиках. Наказание за преступление происходит внутри нас – это мы знаем ещё по Достоевскому.

Трагедия сильной личности, уверовавшей в свою непогрешимость – об этом фантастический философский роман «Виварий», в котором повествование ведётся от лица говорящей подопытной собаки, привезённой в Москву из США для таинственных лабораторных экспериментов. Роман «Донор» можно назвать как автобиографическим, так и историческим – в нём повествуется о человеке, который в последние годы существования СССР добровольно проделал «карьеру» от главврача кардиологического центра в Грузии до бомжа, живущего в рижских подвалах. Оказывается, всё во имя науки – ради претворения в жизнь своей полубезумной идеи врач-бомж готов ступить на очень скользкий путь служения мафии…

Книги Сергея Чилая рекомендуются всем думающим читателям, которых не падают в обморок при одном виде скальпеля.

 

СТРАННИКИ В НОЧИ

Марк Ламброн

Проза жизни

М.: «Флюид», 2004 г.

Книга стилизована под дневник-автобиографию журналиста, который прошёл путь от папарацци, «специализирующегося» на кинозвёздах, до репортёра на Вьетнамской войне. В начале – околокиношная кутерьма, приёмы и фуршеты, снобистские знакомства с Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни. Потом – ужасы одной из самых кровопролитных и бессмысленных войн в истории человечества. А между Римом и Сайгоном был Нью-Йорк – там живёт прекрасная девушка, которая, вкусив в Европе «сладкой жизни», нашла своё счастье на тусовке у Энди Уорхола, художника-авангардиста, знаменитого не только своими картинами, но и сексуально-наркотическими перформансами. Журналист пытается образумить свою возлюбленную с помощью её сестры…

«Странники в ночи» - так называется самая известная песня сладкоголосого Фрэнка Синатры, главного романтика ушедшего века. Несмотря на обилие жёстких сцен (наркотический угар потускневших «звёзд», напалмовая атака на вьетнамские посёлки), роман Марка Ламброна – о любви. О главной, одной-единственной любви, которая приходит к нам лишь раз в жизни.

 

КРУГ СУДЬБЫ

Марк Лотарёв

Сказка для взрослых

М.: Гелиос, 2004 г.

Трое безработных из украинской глубинки на угнанном «Запорожце» отправляются в Москву на поиски дочери бизнесмена: отец обещал за освобождение похищенной девушки целых двадцать тысяч долларов. К месту заточения пленницы дорогу указывает волшебный флюгер, а странникам активно помогают три современные Бабы Яги. Во главе похищения стоит предводитель бандитской секты «Светлое Братство», злой колдун, который практикует чёрную магию аж с XVIII века…

Как и положено в сказке, всё закончится хорошо. Иван, главный герой романа, если уж и не станет царевичем, то в дураках точно не останется. Похищенную девушку, кстати, зовут Алёнушкой. Марк Лотарёв предлагает взрослым читателям вернуться в детство и поверить, что добро всегда побеждает зло. А раздолбанный «Запорожец», малогабаритные квартирки всесильных волшебников, нахальные взяточники-милиционеры и карикатурные «новые русские» лишь подтверждают, что сказка ложь, а в ней…

 

1999. РОМАН В СТИЛЕ ТЕХНО

Илья Стогоff

Мемуары

СПб: Амфора, 2004 г.

31 декабря 1999-го года, 23:59. Через минуту наступит вожделенный Миллениум – либо рай и коммунизм, либо технократический Армагеддон (все компьютеры мира дадут сбой). Ничего, в сущности, не произошло – как жили, так и живём. Жаль лишь ушедшую эпоху российского андеграунда 80-х и 90-х. О ней с ностальгией вспоминает петербуржец Илья Стогоff, устраивая читателю альтернативную экскурсию по своему родному городу. Гребенщиков и «митьки», Цой и Курёхин, Кинчев и Шевчук… Негласный лидер питерских тусовок, художник Тимур Новиков, ослепший, но прозревший… Беспризорник Африка, сыгравший главную роль в фильме «Асса»… Море водки и тонны наркотиков; деньги, которые тогда валялись под ногами, но от которых истинные «подпольщики» демонстративно отказывались…

К сожалению, мало кто из той плеяды смог бы сейчас прочесть эту книгу. Многие так и не сумели вписаться в новое тысячелетие. Стогоff, прослеживая развитие питерского андеграунда, устраивает познавательные экскурсы в историю: что вытворял на своих «ассамблеях» Пётр Первый, зачем княжне Таракановой нужно было выдавать себя за сестру императрицы, и о чём спорили в пивных поэты «серебряного века».

 

СЛОВО

Сергей Алексеев

Исторический роман

М.: Олма-пресс, 2004 г.

Алексеев – признанный классик документальной и художественной исторической прозы. Всю жизнь оживлял (насколько позволяла тогдашняя идеология) унылые параграфы школьных учебников, повествующих о вечной «классовой борьбе». В романе «Слово» речь идёт о переломном моменте в истории России – принятии христианства на государственном уровне. Опьянённый (в прямом и переносном смысле) дарами и речами греческих священников, князь Владимир Красно Солнышко устраивает массовое крещение Киевской Руси. Ослушников, разумеется, ждёт наказание: в лучшем случае они отправятся вниз по Днепру вслед за поверженной статуей Перуна (у которой князь предприимчиво отрубил золотые усы). Языческие волхвы, задолго до Кирилла и Мефодия придумавшие русскую руническую письменность, пытаются сохранить своё священное учение…

Тысячу лет послание волхва Дивея переходило из рук в руки. В 60-х годах прошлого столетия учёные решили отыскать тайнопись, которую свято оберегают сибирские старообрядцы, почитающие Дивея как пророка. Алексеев, не раскрывая свои религиозные убеждения, вместе с читателями хочет узнать: что же всё-таки было написано в том послании?

100 ВЕЛИКИХ ЗАГАДОК ХХ ВЕКА

М.: «Вече», 2004 г.

Высаживались ли американцы на Луну или это была грандиозная телевизионная «утка»? Не был ли тунгусский метеорит инопланетным кораблём с ядерным реактором на борту? Действительно ли «Титаник» затонул из-за столкновения с айсбергом и что за корабль-призрак дрейфовал неподалёку? Как могли эсеры доверить оружие полуслепой и полубезумной Фанни Каплан и было ли вообще покушение на Ленина? Гибель принцессы Дианы – нелепая автокатастрофа или сверхсекретная операция?

Ушедший век оставил нам столько тайн, загадок и мистификаций, что историки, морские археологи и уфологи без работы не останутся. Книга «100 великих загадок ХХ века» - это сборник статей, написанных разными авторами и различающихся по форме подачи материала. Есть смелые и невероятные гипотезы («Мартин Борман – советский разведчик»). Ряд статей основан на анализе и сопоставлении архивных документов (в день своей смерти Есенин не останавливался в гостинице «Англетер»). Некоторые авторы берут на себя смелость пересмотреть старые уголовные дела (Сакко и Ванцетти – злодеи или невинно осужденные?). А некоторые проводят собственные расследования недавних происшествий (кто же всё-таки виновен в трагедии атомохода «Курск»?). Многие из статей, особенно о заказных политических убийствах в советское время, написаны очень эмоционально. Но всем авторам надо отдать должное – они не претендуют на абсолютную истину, а предлагают читателям делать собственные выводы.

 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ И ЗНАМЕНИТЫЕ АВТОМОБИЛИ МИРА

М.: «Аванта+», 2004 г.

Великолепный подарок всем автолюбителям. История автомобилестроения, технические характеристики самых популярных в разные годы машин, обзор последних достижений мировой автомобильной промышленности. Красивые и грамотные иллюстрации. Не забыли авторы и о новичках, только что освоивших азы вождения и выбирающих «своё» авто. Чем, скажем, «седан» отличается от «хэтчбека» и почему внедорожники – это не только «джипы»? Приятно радуют и цитаты из художественной литературы: «Машина, как военный корабль, должна иметь собственное имя. Посему предлагаю присвоить машине название – «Антилопа-Гну».

Эта книга также будет небезынтересна тем читателям, кто не имеет ни малейшего представления, почему какая-то груда железа после поворота ключа ездит по дорогам. Оказывается, первую «самобеглую повозку» на паровом двигателе изобрёл монах-иезуит Ф. Фербист ещё в XVII веке. Первое в мировой промышленности конвейерное производство основал Генри Форд, гений автомобилестроения. Эмиль Еллинек, состоятельный дипломат и автогонщик, скупил акции почти разорившейся компании «Даймлер и Бенц» и разработал кардинально новый проект, назвав его в честь любимой дочери – «Мерседес». Строительство первой «народной телеги» (“Volkswagen”) лично патронировал Адольф Гитлер. А наивысшим достижением отечественного автомобилестроения считается Гран-при на международной выставке в Брюсселе в 1958 году (автомобиль «Чайка»).

 

ЗАГАДКА 1185 ГОДА. РУСЬ – ВОСТОК – ЗАПАД.

Игорь Можейко (Кир Булычёв)

М.: «Вече», 2004 г.

Игорь Можейко (Кир Булычёв) известен читателям, прежде всего как детский писатель-фантаст – это он придумал межпланетную девочку Алису, Громозеку и Весельчака У. К сожалению, недавно талантливый писатель ушёл из жизни. Мало кто знает, что Можейко был крупным историком, увлекался археологией и древнерусской литературой. В своих многочисленных научных работах Можейко всегда был «немножко Булычёвым» - писал свои книги и статьи так, чтобы они были интересны и седовласому профессору, и обычному школьнику.

«Загадка 1185 года» - книга увлекательная и самобытная. Что сближало, скажем, Бирму, Грузию и Ирландию в конце XXII века? Правильно, Великий Шёлковый Путь – главная евразийская торгово-транспортная артерия. Читателю предлагается пройтись по Великому Пути и познакомиться с Чингисханом и царицей Тамарой, Фридрихом Барбароссой и Ричардом Львиное Сердце – кто бы мог подумать, что столько великих правителей и полководцев жили в одно время? Особое место уделено Киевской Руси и неудачливому князю Игорю, который в 1185 году перессорился со своими братьями и в одиночку пошёл войной на половецкого хана. «Слово о полку Игореве», в подлинности которого Можейко не сомневается, стало своего рода пророчеством, предостерегающем об опасности междоусобиц накануне монгольского нашествия.

 

МИСО-СУП

Рю Мураками

Ужасы/драма

СПб: Амфора, 2004.

Кенжи – двадцатилетний гид по злачным местам Токио. Однажды его нанял приехавший на три дня в командировку американец Фрэнк. Кенжи сразу почувствовал, что его клиент какой-то странный… Ещё бы: есть, оказывается, у него весьма занятное «хобби» – убивать. Не на сексуальной или религиозной почве, как это водится у «обычных» маньяков на Западе, а ради философского осмысления жизни. При этом он обожает разыгрывать спектакли, в которых «актёры» проходят через самые изощрённые пытки. Фрэнк потому-то и приехал в Японию – может, здесь его правильно поймут и не осудят. Кенжи, похоже, не только понимает своего нового друга, но и старается помочь ему разобраться в себе – ведь когда на твоих глазах кому-то отрезают уши, это очень завораживающее зрелище, не правда ли?

Рю Мураками – не брат и не сват так горячо любимого у нас Харуки (они даже не однофамильцы, а тёзки), который давно живёт в Америке и пишет книги «для широкого круга читателей». Рю – самый что ни есть «японский» японец, и его книга рекомендуется лишь тем, кто отважится попробовать аутентичный суп мисо - обжигающие горло водоросли в пересоленном соевом отваре. Что ж, нелегко быть гурманом, тем паче литературным.

 

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ АФЕРА

Эрик Гарсия

Авантюрный роман

СПб.: Амфора, 2004.

Рой и Фрэнки – закадычные друзья, промышляющие мошенничеством. Аферисты они виртуозные – за час могут облапошить несколько простаков, причём не гнушаются ни несколькими долларами, отнятыми у студентов, ни кругленькой суммой, которую им отдала богатая старушка, только что похоронившая мужа. Вдруг выясняется, что у Роя, который когда-то был женат, есть дочь-подросток. По совету психоаналитика (Рой немножко «не в себе»), он знакомится со своей дочкой, которая тут же просит обучить её мошенническому ремеслу – для неё это всего лишь детские забавы. Но, переполняемый запоздалыми отцовскими чувствами, Рой решил «завязать» и посвятить всего себя воспитанию дочери. Остаётся лишь провернуть ритуальное «последнее дело», к которому его склоняет друг Фрэнки…

Смахивает на комедийный детектив? Вроде бы, да: для «последнего дела» сколачивается шайка жуликов; далее сюжет разворачивается по законам жанра – вожделенная «дубинка» переходит от одного вора к другому, к третьему, к десятому… Но книга Гарсиа (больше напоминающая киносценарий и поэтому экранизированная) – не милая комедюшка в стиле фильмов «Ва-банк» или «Блеф». Финал книги настолько нетривиален, что его еле смог обыграть «хэппиэндовский» Голливуд. Рекомендуется всем любителям добротных авантюрных романов, а также тем, кто по тем или иным причинам хочет поближе ознакомиться с принципом действия всевозможных «лохотронов».

 

НЕБЕСНЫЕ ТИХОХОДЫ

Марина Москвина

Путевые заметки

М.: Флюид, 2004.

Индия. Самая загадочная страна мира. Будда и лотосы, «Рамаяна» и «Камасутра», несметные сокровища и полуголые нищие в центре Дели… Об Индии написаны, наверное, миллионы книг и путевых заметок, но такого любопытного взгляда на эту страну ещё не было.

Детская писательница Марина Москвина вместе с мужем Леонидом Тишковым, известным художником, отправляется в Гималаи. Нет, не с целью постичь смысл бытия, а просто чтобы осуществить давнюю мечту и весело провести время. Авантюрную парочку ничуть не смущает, что по гостинице нельзя передвигаться, не раздавив таракана, а стены «частных апартаментов» щедро вымазаны коровьим навозом - на счастье. Описывая своё пребывание в одном из «культовых мест» нашей планеты, Москвина с искромётным юмором рассуждает о таких отпугивающих большинство читателей вещах, как теория дзен-буддизма или поиск пути к просветлению. Даже сцены из индийских вед в интерпретации писательницы превращаются в озорные сказки. При этом Москвина, умнейший и высококультурный человек, не забывает и о познавательной стороне – более интересной и увлекательной книги о Гималаях со времён Киплинга и Рериха читатель наверняка ещё не читал.

ВСЕ ДУШИ

Хавьер Мариас

Триллер

СПб: Амфора, 2004.

Тревор, молодой преподаватель испанского языка в Оксфорде, возвращается в родной Мадрид, обзаводится семьёй, но, похоже, частичка его души навсегда осталась на Туманном Альбионе. Долгополые мантии и пыльные фолианты, строгая иерархия и нудные церемонии, чопорные обеды и светские беседы на латыни – кажется, часы остановились в старейшем университете Европы. Но всегда найдётся время и место для сплетен и интриг, тайных вечеринок и адюльтеров, любви и ненависти. А ещё под сводами средневековых залов витает смерть…

Роман Мариаса стилизован под автобиографию – местами нервную и сбивчивую, местами утомляющую читателя пространными описаниями. А местами философичную – ведь в Оксфорде переплетаются все души всех времён и народов. Книга рекомендуется интеллектуалам для чтения в дождливый и туманный день.

ДОЧЬ ВРЕМЕНИ

Джозефина Тэй

Исторический детектив

М.: FreeFly, 2004.

Отважный инспектор Скотленд-Ярда, преследуя бандита, проваливается в люк и приходит в себя на больничной койке. Изнывая от безделья, Грант, лучший физиономист британской сыскной полиции, просит принести ему портреты злоумышленников разных эпох, чтобы он мог потренироваться – кто в чём виновен? Серди лиц отъявленных негодяев на глаза Гранту попадается портрет Ричарда III, который, согласно Томасу Мору и Уильяму Шекспиру, ради короны убил двух своих малолетних племянников, а по слухам, и всех прочих родственников. Кровожадным горбуном, продавшим душу сатане, в Англии до сих пор пугают детей, но портрет, выполненный неизвестным, но несомненно талантливым художником, говорит об обратном – Ричард был мудрым и добрым человеком. Грант заинтересовался этим противоречием и нашёл в книгах по истории своей страны столько разночтений, что не мог взяться за собственное расследование…

Эту повесть лучше всего начинать читать с конца. Вернее, с приложения, в котором автор любезно приводит генеалогические древа всех, кто претендовал на английский престол в разгар войны Алой и Белой розы (XV век). Не выучив назубок, кто с кем и кто за кого, читать роман Тэй бессмысленно. Книгу можно было бы отнести к «снотворным», если бы не фирменный английский юмор, ради которого и стоит попробовать разобраться во взаимоотношениях всех этих лордов, ярлов, принцев и дофинов.

ИЗВЕРГ

Эмманюэль Каррер

Триллер

М.: FreeFly, 2004.

Скромный медицинский чиновник Жан-Клод Роман зверски убил своих родителей, жену и двух малолетних детей. Затем поджог дом и попытался покончить жизнь самоубийством, но его чудом спасли. В своей машине Роман оставил письмо, в котором признаётся в содеянном и просит прощения. Судебная экспертиза признала его абсолютно вменяемым, и Роман получил высшую меру наказанию – пожизненное заключение. Лишь на один вопрос судьи не смогли получить ответ: зачем он всё это сделал?

Десять лет назад эти чудовищные преступления повергли в шок всю Францию. Известный журналист и писатель Эмманюэль Каррер решил вступить с Романом в переписку и провести собственное расследование. Жизнь Жан-Клода Романа была одним сплошным враньём. Он лгал родителям, школьным учителям, жене и друзьям. Он ни дня не проработал во Всемирной организации здравоохранения, в чём двадцать лет убеждал окружающих. Обманным путём он тянул деньги с родственников. Окончательно завравшийся Роман понимал, что близится момент разоблачения, но остановиться уже не мог…

Книга Каррера рекомендуется в первую очередь любителям сложных психологических драм.

ОТЕЛЬ «НЬЮ-ГЭМПШИР»

Джон Ирвинг

Семейная сага

М.: Эксмо, 2004 г.

Джона Ирвинга по праву называют живым классиком, а его «Отель «Нью-Гэмпшир» - одна из самых интересных семейных саг в истории мировой литературы. Отец большой и дружной семьи, мечтатель-романтик, решил построить свой отель. У него будет целых три отеля – в американской глубинке середины ХХ века, потом в послевоенной Вене, потом опять в Америке. Сколько же всего предстоит пережить его пятерым детям, каждый их которых, перебираясь из отеля в отель, взрослеет по-своему.

Одна из героинь романа спит то с женщиной, то с родным братом. Другая, чтобы скрыть своё уродство, ходит в медвежьей шкуре и притворяется медведем. Третья носит своего ребёнка в дамской сумочке – это заспиртованный в банке эмбрион… Повествуя о таких вещах, любой другой автор, несомненно, ставил бы своей целью либо эпатировать читателя, либо дать ему пищу для размышлений (и, возможно, осуждений). Но только не Ирвинг. Сложный, спорный, но удивительно тонкий и трогательный роман «Отель «Нью-Гэмпшир» оставляет самые тёплые и светлые впечатления.

СИНЯЯ ТРАВА. ДНЕВНИК АЛИСЫ

Роман-исповедь

М.: FreeFly, 2004 г.

Алиса – это вымышленное имя. Настоящее имя пятнадцатилетней наркоманки, чей дневник нашли только после её смерти, не узнает никто и никогда. Алису уже не вернуть, но её родители верят, что исповедь их дочери поможет кому-нибудь из наркоманов… нет, не «соскочить», так вопрос уже не ставится. Выжить.

Обычная вечеринка школьных друзей. Раздавая девчонкам бокалы с невинной кока-колой, ребята странно перемигиваются и говорят о какой-то весёлой игре. Алиса понимает, что с ней происходят необъяснимые метаморфозы, но все вокруг поздравляют девушку с победой: её достался бокал с сюрпризом и сейчас она словит кайф.

В своём дневнике Алиса ни разу не говорит, что наркотики – это плохо. Наоборот, от пересказа её впечатлений любому подростку тотчас же захочется попробовать то, что зануды-взрослые почему-то осуждают. Но на смену фантастическим приключениям приходят страницы беспощадной ненависти к самой себе. Алиса вспоминает, как перепродавала наркотики десятилетнем детям, как убежала из дома и искала еду и одежду на помойке, как ради дозы обслуживала целую толпу извращенцев…

Когда девушка решила начать новую жизнь, то столкнулась с неожиданной проблемой – «правильные» сверстники от неё шарахаются, а бывшие друзья-наркоманы под угрозой расправы требуют от Алисы стать «как все». Последние страницы дневника, полные оптимизма, без слёз читать невозможно. «Дай Бог, чтобы когда-нибудь эта книга не заинтересовала ни одного читателя», - это слова матери Алисы в предисловии к американскому изданию, которое в школах США раздают бесплатно.