Журнал «ProКИНО», декабрь 2006.
ОТКРОВЕНИЯ МЕЛА ГИБСОНА
Дважды в одну реку не входят? Воодушевлённый успехом «Страстей Христовых», Мел Гибсон решил рискнуть – на экраны выходит его новое масштабное историческое полотно «Апокалипсис», фильм-притча о гибели некогда процветавшей цивилизации майя.
Мел Гибсон – друг индейцев
До премьеры «Апокалипсиса» Гибсон скрывал все подробности о своём новом детище. Говорил только, что в фильме будут затронуты универсальные темы: великие цивилизации и то, что их губит. И надеялся, что «Апокалипсис» будет интересен прежде всего с познавательной точки зрения.
Для этого проекта Гибсон не пожалел своих кровных 60 млн. долларов. В основе сюжета лежит эпос народа киче «Пополь-вух» и другие литературные памятники племён майя, а также записки испанских конкистадоров. Съёмки проходили в Мексике, главные роли исполнили актёры-мексиканцы, не известные за пределами своей родины, а в эпизодах снимались простые крестьяне из глухих деревень. Лишь одного актёра Гибсон привёз с собой из Америки – Лапу Ягуара сыграл Руди Янгблад, индеец из племени команчей, профессиональный актёр, обладающей кошачьей пластикой.
Как и в «страстях Христовых», где герои говорили на мёртвых языках, в «Апокалипсисе» звучит только аутентичный диалект одного из языков майя (кстати, языки майя были воссозданы полвека назад советскими учёными). Но диалогов в фильме немного, так главное здесь – визуальный ряд. Как можно было себе представить, режиссёр утопил съёмочную площадку в бутафорской крови. Важное место в этой истории занимает мистика, поэтому в «Апокалипсисе» немало спецэффектов. Во время съёмок случилась беда – налетел ураган, принесший тропические ливни, и буквально стёр с лица земли несколько индейских поселений. Кинопроизводство пришлось свернуть на полгода, поэтому премьера, намеченная на август 2006 года, была перенесена на декабрь. Гибсон помог крестьянам восстановить жилища, а позже пожертвовал им ещё миллион долларов. Теперь у каждого индейца, участвовавшего в съёмках, в новом доме висит портрет «доброго гринго» - широко улыбающегося Мела в джинсах, фланелевой рубашке и с окладистой бородой.
Язык мой – враг мой
Набожный католик, щедрый филантроп, примерный семьянин, отец семерых детей – при всей своей благообразности Гибсон отнюдь не святоша. В июле этого года после обильных возлияний «Безумный Мел» сел за руль своего «Лексуса» и промчался по курортному городку со скоростью 140 км в час. Когда полиция арестовала нарушителя, тот разразился матерной тирадой и позволил себе антисемитские высказывания. Лидеры еврейских общин, традиционно имеющие огромное влияние в Голливуде и точившие на Гибсона зуб со времён выхода антисемитских (по их мнению) «Страстей Христовых», призвали бойкотировать «врага иудеев». Осужденный на три года условно и отправленный на принудительное лечение от алкоголизма, Гибсон публично извинился перед евреями, но скандал уже набрал обороты. Давний партнёр Гибсона, киноимперия Walt Disney, чьи дочерние компании занимаются дистрибуцией его фильмов, зарубила на корню заявленный сериал о Холокосте, который Гибсон собирался снимать после окончания работы над «Апокалипсисом». Сгустились тучи и над самим «Апокалипсисом», к тому времени полностью готовым, но в конце концов финансовые интересы взяли вверх, и фильм выходит в прокат.
Апокалипсис наших дней
Опозорившись на весь мир, Гибсон устроил новый скандал, за который, впрочем, общественность ему только поаплодировала. На одной из пресс-конференций, рассказывая о своём новом фильме, Мел сравнил американское правительство с Джорджем Бушем с кучкой варваров эпохи майя. И обратился к аудитории с риторическим вопросом: «Отправлять простых парней в Ирак неизвестно зачем – это разве не жертвоприношение?» Тут сами собой напрашиваются аналогии с другим «Апокалипсисом», великим фильмом Френсиса Форда Копполы, пронзительным антивоенным манифестом. Заявляя о своей гражданской позиции и ратуя за мир во всём мире, Гибсон тем не менее настроен весьма амбициозно – надеется со своим «Апокалипсисом» вновь завоевать «Оскара» и собрать в прокате минимум полмиллиарда долларов. А в планах у скандального, но, несомненно, талантливого кинематографиста новый эпический проект – историко-приключенческая картина о семье легендарных флорентийских купцов Медичи, которая должна стать самой дорогой постановкой в истории мирового кино.
«Апокалипсис» (“Apocalypto”), США Жанр: драма Режиссёр: Мел Гибсон. В ролях: Руди Янгблад, Далиа Эрнандес, Майра Сербуло, Герардо Тарасена. Премьера: 7 декабря 2006 г. Цивилизация майя переживает упадок: племена ведут между собой бесконечные войны, земля не даёт урожая, люди умирают от голода и неведомых болезней. Чтобы задобрить богов, верховные жрецы повелевают строить новые храмы и приносить как можно больше жертв. Молодой раб по имени Лапа Ягуара, обречённый на заклание, не захотел мириться со своей участью и сбежал. Его путь лежит сквозь тропические джунгли, таящие множество опасностей.
Роман ШИРОКОВ
|