Главная Статьи Вокруг кино Кассовая борьба
Кассовая борьба

Онлайновый журнал «Суперстиль»

 

КАССОВАЯ БОРЬБА

«Важнейшее из искусств» всегда было очень дорогим удовольствием. Но и весьма прибыльным. В разное время самыми затратными лентами становились «Бен Гур» Уильяма Уайлера, «Клеопатра» Джозефа Лео Манкевича, «Титаник» Джеймса Кэмерона. «Титаник» пока собрал и самую большую кассу в истории кино – свыше 1,8 миллиардов долларов при бюджете в 200 миллионов. С 2005 года пальму первенства по расходам удерживает «Кинг-Конг» Питера Джексона – 207 миллионов, да вот только собрать ему удалось «всего-навсего» 520 миллионов.

С блокбастерами всё более-менее ясно: много вложил – много получил. Но не они являются лидерами по индексу окупаемости (мало вложил – много получил), а картины незаурядные и неоднозначные. В 1994 году группа студентов-кинематографистов, вооружившись простенькими цифровыми камерами, отправилась в дремучий лес – юные режиссёры решили проверить старинную легенду о кровожадной ведьме, злодействующей в штате Мэриленд, а заодно снять учебный фильм. Ни к чему хорошему визит к нечистой силе не привёл – студенты бесследно исчезли, а на месте их стоянки поисковый отряд обнаружил лишь их камеры. Съёмки обрывались на полукадре, но было видно, что в лесу начала разыгрываться какая-то жуткая трагедия. Спустя пять лет на экраны вышла лента «Ведьма из Блэр: курсовая с того света», основанная на том отснятом материале. Фильм – сырая любительская документалистика, умело переработанная в полноценный художественный фильм – стал новым словом в киноискусстве, и при смешном бюджете в 25 тысяч собрал сумасшедшую для «ужастиков» кассу в 248 миллионов.

Ну а рекорд окупаемости, который вряд ли когда-нибудь будет побит, принадлежит ленте под названием «Глубокая глотка». Также данный опус вполне может претендовать и на звание самого скандального фильма мирового кино. В 1972 году по недосмотру цензоров в широкий прокат США пролезла откровенная порнушка. По сюжету, у одной и без того любвеобильной девицы в горле вырос клитор; что происходит дальше – нетрудно догадаться. При этом автор фильма, некий Джерард Дамиано, искренне полагал, что сотворил шедевр. Домашние видеомагнитофоны тогда ещё не изобрели, поэтому зрители, причём не только озабоченные мужчины в долгополых плащах с дырявыми карманами, валом повалили в кинотеатры. «Глубокая глотка» была снята за 25 тысяч, а собрала более 600 миллионов.
Самым доходным фильмом по сей день остаётся мелодрама всех времён и народов – «Унесённые ветром». Начиная с 1939 года, эта картина, чей бюджет составлял 4 миллиона долларов, в общей сложности собрала в прокате более 860 миллионов (в пересчёте на современные деньги). Но это только прокат, а ведь ещё каждый день кто-нибудь, да покупает фильм на DVD или берёт его в видеопрокате, а телеканалы платят за право на трансляцию – и так по всему миру.

А самым коммерчески успешным режиссёром считается Джордж Лукас. В 1977 году на экраны вышла первая часть его «Звёздных войн». Тогда продюсеры не слишком верили в успех этой киносказки и заключили с молодым кинематографистом «очень выгодный для себя контракт». Лукасу заплатили за работу сущие копейки, зато вот уже тридцать лет на его личном банковском счету оседает 40% от всех доходов (бокс-офис – 775 миллионов при бюджете в 10 миллионов плюс поступления от продажи дисков, прав на телетрансляции и прав на использование образов персонажей фильма). Все последующие эпизоды своей грандиозной эпопеи Лукас продюсировал уже сам.

В нашем кино суммы, конечно, куда более скромные. Самые дорогие российские фильмы – «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова (бюджет 40 миллионов долларов), пока находящийся в производстве «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука (26 млн.) и «Волкодав» Николая Лебедева (20 млн.). Вот только с окупаемостью туго, а о каких-либо серьёзных доходах и говорить не приходится. Особенно на фоне самого прибыльного отечественного фильма, снятого в далёком уже 1979 году – советский супербоевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова собрал в прокате более 200 миллионов рублей (доллар тогда официально стоил 64 копейки).

Роман ШИРОКОВ