Главная Статьи Вокруг кино Культовые ноты
Культовые ноты

Онлайновый журнал «Суперстиль» №163/2008.

 

КУЛЬТОВЫЕ НОТЫ.

Саундтрек для шедевра

Фильмы всегда сопровождались музыкой – даже в эпоху немого кино в кинозале дежурил тапёр. А когда кино приобрело звук, музыка тут же прорвалась на экран. И с тех пор его не покидает.

В 30-40-е годы на плёнку стали переносить бродвейские спектакли – началась золотая эпоха голливудского мюзикла. «Серенада лунного света», «Большой вальс», «Моя прекрасная леди» – что ни фильм, то шедевр. Мода быстро распространилась по всему миру и даже докатилась до СССР: фильмы Александрова с песнями Дунаевского, хоть и выдержанные в рамках советской идеологии и завоевавшие всенародную любовь, были откровеннейшей подделкой под Голливуд.

С тех пор музыка к фильму (сейчас чаще говорят «саундтрек», то бишь «звуковая дорожка»), будь то мюзикл, боевик, комедия или драма, стала не просто фоном, закадровым аккомпанементом, а полноправным и неотъемлемым элементом, призванным усиливать впечатление от кинокартины. Как не вспомнить вертолётную атаку вьетнамского посёлка под раскатистый вагнеровский «Полёт валькирий» из «Апокалипсиса наших дней» Фрэнсиса Форда Копполы. Невозможно представить себе фильмы Феллини без музыки Нино Роты, фильмы Серджио Леоне без музыки Эннио Морриконе, фильмы Кустурицы без «свадебно-похоронных оркестров». А при просмотре классических французских мелодрам зрительницы доставали платочки, едва заслышав мелодии Мишеля Леграна.

Бывает, что сам фильм канул в лету, а написанная к нему музыка живёт самостоятельной жизнью. Мало кто из российских зрителей видел голливудскую ленту «A Man Could Get Killed», да и в Америке о ней вспоминают лишь старики, но песню «Strangers In The Night» («Странники в ночи») в исполнении Фрэнка Синатры знают и любят абсолютно все.

Подобрать к своему фильму грамотный саундтрек – задача для режиссёра очень сложная. Лучше всех с ней справляется, пожалуй, Квентин Тарантино – у парня какое-то дьявольское чутьё, как на классические, так и на совершенно никому не известные композиции. Его умопомрачительные солянки из разных стилей – от симфонической музыки до рока – выстреливают в каждом фильме. Так, например, он играючи раскрутил скромную кабацкую группу «Urge Overkill», чья песня «Girl, You’ll Be A Woman Soon» после выхода «Криминального чтива», как говорится, звучала из каждого утюга. Или сумел вдохнуть новую жизнь в набившего оскомину «Одинокого пастуха» Джеймса Ласта, сделав эту мелодию одной из визитных карточек ленты «Убить Билла».

Какой же саундтрек признан самым лучшим? Различные западные издания периодически публикуют рейтинги саундтреков, составленные на основе голосования читателей. Помимо композиций из упомянутых «Серенады лунного света» и «Криминального чтива», в эти хит-парады неизменно попадает:

- Увертюра из фантастического блокбастера Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001»;

- «Марш Императоров» из лукасовских «Звёздных войн»;

- Битловские фильмы-клипы «Вечер трудного дня» и «Жёлтая подводная лодка»;

- Ангельские песенки из «Звуков музыки»;

- Ностальгические мелодии из культовой комедии «Братья Блюз»;

- Душещипательные завывания Уитни Хьюстон в «I Always Love You» из «Телохранителя»;

- Рапсодия из романтического триллера «Приведение»;

- Заводной дэнс-хит «What A Feeling» из пустенькой, но по-своему обаятельной «Вспышки»;

- Диско-баллады сладкоголосых «Bee Gees», написанные для «Лихорадки субботнего вечера».

А журнал «Vanity Fair» в конце прошлого года вынес свой вердикт: лучший саундтрек всех времён и народов сочинил и исполнил для фильма «Пурпурный дождь» («Purple Rain») певец, именующий себя то Принцем, то Символом; он же подвизался там на главную роль. Фильм, надо сказать, до неприличия слабый, да и Принц, или как там его, играет безобразно, но песни действительно хорошие.

У нас подобные рейтинги пока не составлялись. Читательницы, имеющие свои ЖЖ, могут сами организовать голосование. Интересно, какая композиция победит: «Госпожа Удача» из «Белого солнца пустыни», «Мохнатый шмель» из «Жестокого романса» или «Песня про зайцев» из «Бриллиантовой руки»?

Роман ШИРОКОВ