Главная Статьи Увлечения Велосипед
Велосипед

Журнал «Досуг & Развлечения» №37/2005.

 

КАК ВЫБРАТЬ ВЕЛОСИПЕД

В отличие от колеса, которое было изобретено раз и на всю жизнь, новые велосипеды изобретают постоянно. Сейчас в мире существует несколько десятков тысяч самых разных моделей.

Обычно покупатель приходит в магазин, просит продать ему велосипед и называет сумму, которую он готов потратить. Продавец выкатывает дюжину различных велосипедов и просит уточнить, с какой целью приобретается велосипед. Как правило, этот вопрос ставит начинающих велосипедистов в тупик: взрослые просят велосипед «для всего», а дети и подростки пытаются выговорить труднопроизносимые «маунтинбайк» или «биэмэкс», услышанные от друзей. А ведь покупка современного велосипеда – дело серьёзное, требующее обстоятельного подхода, и с выбором будущих маршрутов следует определиться заранее.

 

Для города

К сожалению, на московских дорогах нет полос для велосипедистов, и использовать велосипед в качестве средства передвижения – дело очень опасное, но в городе много лесопарков, в которых можно просто покататься ради удовольствия. Для таких прогулок подойдёт шоссейный велосипед, идеально приспособленный для езды по асфальту в летнее время – он лёгкий, многоскоростной (сейчас все прогулочные велосипеды оснащены переключателем скоростей для оптимального сцепления с поверхностью; максимальное количество скоростей – от 18 до 27), относительно прост в ремонте, и его можно «тюнинговать» как душе угодно. Подходит он и для велотуризма, но ездить лучше только по ровным покрытиям. Нужен ли шоссейному велосипеду амортизатор? Если вы не собираетесь гонять по магистралям, то один, передний, не помешает, а для полного комфорта можно приобрести модель также и с задним амортизатором. Однако всегда стоит помнить одно простое правило: выигрываешь в комфорте – проигрываешь в скорости, и наоборот. Для женщин традиционно производятся модели со скошенной рамой. Писк моды – модель Mercedes-Benz Smover с автоматическим переключением передач за 4000 евро, но можно подобрать вполне добротный шоссейный велосипед на сумму от 8000 до 15000 рублей.

 

Для дачи

Для езды по кочкам и ухабам подойдёт горный велосипед, он же маунтинбайк, а проще говоря – внедорожник. Все внедорожники подразделяются на хардтейлы (велосипеды с одним передним амортизатором) и двухподвесы (соответственно, с двумя). По сравнению с шоссейными велосипедами у внедорожника более прочная рама, амортизаторы с более длинным ходом, более сложная тормозная система, колёса со специальным рельефом шин меньше и толще, а сам велосипед тяжелее. Гонять на нём, конечно, не получится, но на даче – вещь незаменимая. Можно ли ездить на внедорожниках по городу? Во-первых, зимой по городу можно передвигаться только на маунтинбайках. Во-вторых, многие фирмы производят гибриды шоссейных и горных велосипедов; как правило, у гибридных моделей есть ряд недостатков (нельзя объять необъятное), а стоят они дороже классических моделей. Поэтому можно пойти на хитрость: установить на маунтинбайк специальную лысую резину и кататься в городе летом. Стоят маунтинбайки дороже шоссейных велосипедов (по аналогии с автомобилями – джипы дороже седанов). Внедорожник дешевле 400 долларов может не выдержать и одного дачного сезона, а за велосипед-зверь, на котором можно участвовать хоть в кросс-кантри (гонки по пересечённой местности), хоть в даунхилле (спуск с горного склона), придётся выложить несколько тысяч долларов.

 

Для агрессивного катания

Наверняка вы не раз видели, как подростки на велосипедах устраивают прямо во дворе «цирковые представления» - кто-то едет на одном колесе, кто-то скользит по бордюрам и перилам, а кто-то вообще не ездит, а прыгает на месте. Все эти выкрутасы относятся к так популярному среди молодёжи агрессивному катанию, в рамках которого существует огромное количество стилей. Велотриал, фрирайд, фристайл, флэтленд, стрит – мальчишки и девчонки постоянно придумывают новые приключения на свою голову (в прямом смысле, поэтому заранее продумайте, как уговорить надеть будущего эквилибриста надеть шлем). Сами же трюковые байки с виду напоминают детские велосипеды с маленькими колёсами, но на самом деле велосипеды для агрессивного катания – биэмэксы (BMX) – имеют сложную конструкцию, а для обычной езды по дорогам не приспособлены (на некоторых моделях даже нет седла). Для разных трюков и гонок с препятствиями производятся разные модели биэмэксов и предлагаются всевозможные дополнительные аксессуары, например, так называемые пеги (короткие стальные трубы, привинчиваемые к втулкам) для прыжков и скольжению по бордюрам. Прочный и надёжный биэмэкс для элементарных дворовых трюков стоит не менее пятисот долларов, а байк для профессиональной «агрессивки» - не менее тысячи.

 

Для спорта

Накатав не одну сотню, а то и тысячу километров, кто-то начнёт мечтать о жёлтой майке лидера. Помимо любительских экстремальных велотриалов и полупрофессиональных даунхиллов, в велоспорте существует ряд официальных дисциплин, и для каждой нужен особый велосипед. Тут следует приготовиться к серьёзным расходам. Так, велик семикратного обладателя Гран-при велогонки «Тур де Франс» Лэнса Армстронга стоит несколько десятков тысяч долларов. Но если вы страстный поклонник продолжительных велопоходов, всё же не поскупитесь и пересядьте с шоссейного велосипеда на спортивный – на нём соотношение скорости и комфорта близко к идеальному.

 

Полезные советы:

- Учтите, что помимо самого велосипеда вам придётся купить дополнительные аксессуары – ключи, насос, крылья (они не всегда входят в базовую комплектацию), а кому-то захочется установить спидометр, багажник и т.д. Также следует позаботиться и об экипировке – шлеме, наколенниках, налокотниках. И не забудьте о цепочке с замком.
- Приобретайте велосипед только у солидных дилеров, которые предоставляют гарантию на раму от года, на остальные детали – от полугода. Подавляющее большинство моделей ведущих мировых фирм-производителей собирается в Азии, но пугаться не стоит – сборка надёжная.
- Тем, кто с помощью велосипеда хочет избавиться от лишнего веса, рекомендуется для начала приобретать велосипед с двойным ободом колёс. Вообще, чем больше вы будете знать о своём теле (вес, рост, длина рук и ног), тем удобнее вам потом будет ездить на подобранном под вас велосипеде.
- Рекомендуется приходить в магазин сразу в спортивных шортах или брюках, и в дальнейшем не ездить в джинсах. В магазине не стесняйтесь подольше посидеть в седле и определить насколько вам в нём комфортно.
- Чтобы велосипед прослужил дольше, соблюдайте элементарные правила езды – например, привставайте из седла, съезжая с бордюра, тормозите плавно и обоими тормозами одновременно и т.д.
- Не забывайте периодически осматривать велосипед, уделяя повышенное внимание цепям, втулкам и тормозам. При летней эксплуатации велосипеда в городских условиях цепи достаточно смазывать один раз в начале сезона, при круглогодичной интенсивной эксплуатации велосипеда и в городе, и в сельской местности – не менее двух раз в год.

Роман ШИРОКОВ