Главная Статьи Увлечения Воздухоплавание
Воздухоплавание

Журнал «Досуг & Развлечения» №22/2005 г.

 

ВПЛАВЬ ПО ВОЗДУХУ

«Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь» - напевал самый известный мультяшный воздухоплаватель. И лишь злобные пчёлы и меткий выстрел Пятачка прервали столь волнительный полёт.

Почему люди не летают как птицы? Этот вопрос мучил человечество ещё на заре цивилизации. Древнегреческий миф об Икаре вряд ли можно считать лишь выдумкой античного сказителя – у отважного юноши наверняка были прототипы, да и в более поздние времена изобретатели-романтики прилаживали к рукам самые причудливые крылья и бросались навстречу удаче с башен и колоколен. Заканчивались такие эксперименты, как правило, плачевно. Гениальный Леонардо да Винчи, опередив время на целых пять столетий, оставил после себя чертежи всех (!) известных на сегодняшний день летательных аппаратов, вплоть до космических кораблей, но в ту эпоху над его «баловством» лишь посмеивались. Но желание взмыть в небо и коснуться облаков у человека не пропадало никогда.

 

Путешествие утки, петуха и барана

В середине XVIII века был открыт водород – газ легче обычного воздуха, способный увлекать предметы вверх. Этим открытием заинтересовались владельцы бумажной фабрики братья Монгольфье, которые бредили идеей научить людей летать. Из прочного холста они склеили шар, попытались наполнить его водородом, но шустрый газ всё время улетучивался сквозь негерметичный холост. В то время водород стоил бешеных денег, и даже небедным фабрикантам пришлось приостановить свои опыты. И тут великому открытию помог весьма пикантный случай – жена одного из братьев как-то во время званого обеда подошла к камину, и вдруг её юбка от горячего воздуха задралась выше колен. Пока ни в чём не повинная женщина сгорала от стыда, братья задумали склеить новый шар и наполнить его горячим паром, получаемым при сжигании мокрой соломы. О, чудо – на сей раз шар взлетел! 5 июня 1783 года в присутствии многотысячной толпы братья Монгольфье устроили в Париже показательный запуск летательного аппарата, позже названного их именем. Чести стать первыми в истории покорителями небесных просторов удостоились утка, петух и баран. Полёт прошёл нормально, лишь в момент приземления баран нечаянно сломал петуху крыло. Впрочем, вскоре все три «Пионера воздухоплавания» оказались на праздничном столе, во главе которого восседал сам король Франции Людовик XVI. И его первый тост был за «самое выдающееся открытие в истории человечества». Впоследствии король наградил братьев Монгольфье орденами и вплоть до Великой французской революции спонсировал их дальнейшие проекты.

 

Монгольфьеры и аэростаты

Справедливости ради нужно отметить, что звание первооткрывателя полётов человека в небо всё-таки больше заслуживает другой француз – Жак Шарль. Ничего не зная об опытах братьев Монгольфье, он создал свой собственный аппарат, теперь называемый аэростатом. Шарль наполнил свой шар охлаждённым водородом, но сам шар был сделан не из бумаги, а из прорезиненного шёлка. Именно Шарль придумал сверхлёгкую гондолу из плетёных ивовых прутьев (её с тех пор чаще называют корзиной), сетку, воздушный якорь и оснастил шар барометром и грузами в виде мешков с песком. С тех пор устройство классических монгольфьеров и аэростатов практически не изменилось – разве что вместо водорода стали использовать открытый позже гелий и усовершенствовали регулировочные стропы и тормозные канаты. Любопытно, что и братья Монгольфье, и Шарль панически боялись высоты – Монгольфье так и не решились полетать на собственных изобретениях, а Шарль однажды попробовал, но, по его словам, «в надежде увидеть Бога чуть не отдал ему душу».

 

На боевом посту

В средине ХХ века аэростат оснастили корабельным лопастным винтом и ужесточили конструкцию – и он превратился в быстрый и маневренный летательный аппарат, который назвали дирижаблем. Из романтической забавы модернизированный воздушный шар тотчас же превратился в грозную военную технику. Дирижабли стать использовать и в качестве разведчиков, и бомбардировщиков, а французские коммунары разбрасывали с них листовки. Во многом благодаря дирижаблям-разведчикам нашим войскам удалось отстоять Москву в 1941 году; по сей день аэростаты и дирижабли числятся в боевых единицах ПВО. Аэростатам обязана своим появлением наука метеорология, а великий учёный Д.И. Менделеев изобрёл стратостат, способный подниматься выше облаков. И, конечно, дирижабли всегда притягивали путешественников. Немецкий инженер Ф. Цеппелин впервые облетел на дирижабле собственной конструкции вокруг света, а норвежец Р. Амундсен и итальянец У. Нобиле покоряли Северный полюс; последнему, правда, эта авантюра чуть не стоила жизни – помните фильм «Красная палатка»? Но в целом практика показывает, что их всех летательных аппаратов воздушные шары – самые безопасные.

 

Автограф на лысине

В наше время все воздушные шары можно разделить на военные и гражданские, они же спортивно-развлекательные; как правило, это монгольфьеры – те, что с газовой горелкой.

Подняться выше колеса обозрения в парке Горького хочется многим. Можно купить свой собственный шар и научиться им управлять в каком-нибудь клубе (существует даже Федерация воздухоплавателей России). Один московский аэронавт-пижон обожал запускать шар прямо в своём родном районе, подлетать к окну своего приятеля, живущего на двадцатом этаже, и вести с ним светские беседы. Правда, это считается хулиганством, и запускать летательные аппараты в Москве можно только в определённых точках и только с санкции ПВО. Одна проблема – самый простенький шар стоит как минимум десять тысяч долларов, а срок его эксплуатации, даже если вы взлетели всего-то пару раз, очень недолог – спустя три-четыре года ткань начинает гнить, и шар можно выбрасывать. Поэтому лучше попробовать полетать простым пассажиром. По Московской области шаров наберётся не так много, и большинство из них задействованы в рекламе (каждый владелец, понятно, хочет как-нибудь окупить свой шар), но летом свободный шар, поднимающий в воздух всех желающих, найти можно. В стандартные корзины помимо пилота помещается до восьми человек, поэтому лучше заранее собрать компанию, чтобы на месте не ждать «полной комплектации». Цена получасового полёта – от 600 рублей. К полёту допускаются все желающие старше семи лет (маленькие дети из корзины ничего не увидят, а на руки их брать нельзя), кроме пьяных и лиц, страдающих аэрофобией и сердечными заболеваниями.

Страшно ли парить в воздухе? Немного; скорее непривычно – ведь в отличие от самолёта, который, по сути, является тем же автобусом, пассажиров обдувают все семь ветров (кстати, не забудьте потеплее одеться). Голова, конечно, кружиться будет, но больше от видов, которые откроются взору воздухоплавателя.

В корзине строго запрещается курить и бросать что-либо с высоты помимо мешков с песком, да и только по команде пилота. Ещё вопрос, обычно волнующий новичков, насмотревшихся мультфильмов про остроклювых ворон – а что, если шар лопнет? Ткань шара может пробить разве что горный орёл, да и то, если будет нестись на него в упор со сверхзвуковой скоростью. Мужчины любят задавать вопросы о высоте, скорости и прочих технических характеристиках. Стандартный прогулочный шар может взлететь на высоту до трёх километров и при сильном ветре разогнаться до 150 км/ч, но упрашивать пилота поставить рекорд бесполезно. Женщин помимо сохранности причёски интересует точка приземления – туда, откуда стартовали, или какое-нибудь болото? В болото можно угодить, только если пилот вчера сам впервые попробовал управлять шаром, поэтому до полёта следует проверить его профессиональный сертификат, дающий право перевозить людей. Согласно многолетней традиции, после первого полёта и благополучного приземления новоиспечённому воздухоплавателю пилот отстригает прядь волос и сжигает её – таков обряд посвящения. Каждый пилот обязательно расскажет байку про своего озорного и находчивого коллегу, которому однажды попался пассажир, лысый как коленка. Недолго думая, пилот достал фломастер и расписался прямо на черепе безволосого аэронавта. Остальные пассажиры сделали то же самое, а герой всеобщего веселья, ничуть не обидевшись, угостил всех шампанским.

 

По небу плывёт топор

Если вы, вдохновившись полётами, отважились стать профессиональным воздухоплавателем, то к вашим услугам ряд клубов, базирующихся близ подмосковных аэродромов для малой авиации. В воздухоплавании существует ряд спортивных дисциплин – воздушное ориентирование, гонки, эстафеты (надо подобрать палочку, оставленную партнёром), а писком моды является воздушный пейнтбол. Ежегодные чемпионаты по воздушным видам спорта традиционно проводятся в Великих Луках – культовом месте российских аэронавтов. Но, пожалуй, самым захватывающим зрелищем является фестиваль воздушных шаров, который устраивают аэронавты из США, и на него слетаются фантазёры со всего мира. По небу величаво плывут «утюги», «топоры», «соборы Парижской Богоматери», «статуи Свободы» и прочие совсем «не летательные» предметы – наш соотечественник Стас Намин, страстный поклонник экстрима и группы «Битлз», несколько раз бороздил небесные просторы над Америкой на «жёлтой подводной лодке». Как шары таких причудливых форм вообще могут влетать – для непосвящённых остаётся загадкой. Но когда стоишь на земле и смотришь на всю эту красоту, мечтаешь только об одном – взмыть в небо и лететь, как птица.

Роман ШИРОКОВ