Главная Статьи Увлечения Параплан
Параплан

Журнал «Досуг & Развлечения» №29/2005.

 

ПОД «КРЫЛОМ»-ПАРАПЛАНОМ О ЧЁМ-ТО ПОЁТ…

…пусть не зелёное море тайги, но игрушечные (так кажется сверху) подмосковные деревеньки или живописнейшие горные долины с садами, пастбищами и речушками-змейками.

 

Скольжение по воздуху

Парапланеризм, который ещё называют на английский манер параглайдингом, скольжением по воздуху, - сравнительно молодой вид спорта: первый полёт на параплане состоялся в 1979 году. К тому времени уже был изобретён дельтаплан, и, казалось бы, заветная мечта покорителей воздушных пространств вполне осуществилась. Но у дельтаплана был один серьёзный недостаток – он большой и тяжёлый, а на самые интересные склоны на машине, как правило, не добраться. Тогда на основе продолговатого парашюта типа «крыло» и был смоделирован параплан. Весит он от 6 до 10 кг, легко укладывается в любой рюкзак, а сопутствующую подвесную систему (кресло с крепежами) может унести и ребёнок. Экстремалы-снобы утверждают, что в отличие от дельтаплана параплан не приспособлен для высоких, скоростных и дальних полётов. Однако они ошибаются – купол может подняться на высоту до 6 км, развить скорость до 60 км/ч, преодолеть расстояние в 300 км, а один парапланерист однажды парил над Гавайскими островами в течение целых 36 часов (правда, не по своей воле – просто из-за сильного ветра никак не мог приземлиться).

Подняться в воздух на параплане можно как со склона, так и с земли. Для равнинного параглайдинга необходима лебёдка с тросом, который пристёгивается к параплану. Трос натягивается, пилот разбегается, взлетает на необходимую для самостоятельного планирования высоту и отстёгивает трос. Чтобы потом не бегать через всё поле, лебёдочный трос обычно скрепляется с тросом стоящего на стартовой площадке барабана-смотчика. Операторы лебёдки и смотчика одновременно являются и диспетчерами, и контактируют между собой и с пилотом по рации.

Управлять парапланом на первый взгляд несложно: потянул правую стропу – ушёл влево, потянул левую – ушёл влево, потянул обе стропы – затормозил и стал снижаться. Но даже если вы не автомобилист, то прекрасно понимаете, что водитель не только крутит руль, куда ему вздумается, и, когда хочет, жмёт то на газ, то на тормоз – ради эффективного движения он постоянно маневрирует, перестраивается и обгоняет другие машины, а его маршрут непосредственно зависит от развязок и перекрёстков. То же и в воздухе, только в роли других машин и перекрёстков выступают воздушные потоки, причём они влияют на движение купола не только слева и справа, но и со всех сторон; к тому же их не видно, а порой они бывают очень коварными. Поэтому процесс управления парапланом – дело серьёзное. Немного проще управлять так называемыми парамоторами – за спиной у вас, как у Карлсона, будет закреплён мотор. Но бывалые пилоты парамоторы недолюбливают – кайф, говорят, не тот, да и удовольствие это дорогое (и стоимость обучения выше, и сам парамотор стоит больших денег).

Насколько опасен парапланеризм? По статистике самым травматичным видом спорта является… обычный футбол, а при игре в шахматы можно сломать палец. Для безопасного полёта нужны три условия. Первое – профессионализм пилота и его абсолютно уверенное поведение в воздухе. Второе – качественное снаряжение и грамотная подготовка параплана к полёту (правильно разложить купол перед стартом – целая наука). И третье – идеальные для полётов погодные условия. Нельзя летать во время осадков и при сильном ветре (на стартовой площадке обязательно стоит авиационный флюгер-«колдун»). Важен и выбор ландшафта – если полёт производится не с горного склона, а с земли (с большого загородного поля, разумеется), то желательно заранее обследовать местность на наличие поблизости аэродромов и линий электропередач. На куполе можно летать в любое время года, но разгар парапланерного сезона – это, конечно, лето.

 

Любовь с первого или пятого полёта

Каждый инструктор любит повторять одну фразу: «Один раз попробуешь полетать, полюбишь небо навсегда». Как любой экстремальный вид спорта, парапланеризм – это больше чем спорт, это – образ жизни. Но кайф от планирования в первом же полёте приходит не ко всем, и здесь инструкторы слегка лукавят. Одно лишь осознание того, что между тобой и землёй нет ничего, вызывает инстинктивный страх, граничащий с шоком. Ваш покорный слуга, с детства боявшийся высоты и отправившийся преодолевать свои фобии, после первого в жизни полёта (в тандеме с инструктором, разумеется) добрых четверть часа сидел в позе Вини-Пуха, приземлившегося на спущенном воздушном шарике (хотя моя посадка благодаря инструктору-асу была сверхмягкой). Во время второго полёта возникло чувство любопытства, потом некая уверенность, потом приятная лёгкость во всём теле, а во время пятого полёта захотелось попросить инструктора «подрулить» поближе к симпатичной церквушке, чтобы её сфотографировать. Стесняться своего страха не нужно – наоборот, потом будешь более ответственно подходить к обучению и во время полётов не лихачить, что чревато самыми нежелательными последствиями. А настоящий кайф наступает, когда отправляешься в свой первый самостоятельный полёт – вот после него точно не расстанешься с небом никогда.

 

Где учиться и летать?
Учиться лучше летом на равнине – под Москвой ещё осталось несколько полей, свободных от дачных участков и линий электропередач; туда регулярно выезжают московские школы парапланеризма. Базовый курс состоит из наземной теоретической части (8 часов) и практической (40 полётов или 2 часа в воздухе). Перед обучением обязательно совершается пробный полёт в тандеме с инструктором: новичок познакомится с парапланеризмом, а инструктор – со своим будущим учеником. На теоретических занятиях студенты получают знания по аэродинамике, изучают устройство параплана и его подготовку к старту, отрабатывают подъём и удержание купола. Потом начинается практика: взлёт, посадка и долгожданные тренировочные полёты на оптимальной высоте 200-300 м. Во время практики будущие пилоты получат возможность спланировать и со склона (подходящие склоны есть и в Москве, например, в Крылатском). Средняя стоимость базового курса – 400 у.е. Научившись уверенно управлять парапланом, можно отправляться и в горы. Многие турфирмы, специализирующиеся на активном отдыхе, предлагают обучающие туры за границей, вплоть до Японии, где парапланеризм необычайно популярен, но любоваться заморскими пейзажами лучше всё-таки имея определённый опыт и налетав хотя бы несколько часов. К обучению и самостоятельным полётам допускаются все физически и психически здоровые люди старше 18 лет (дети старше 12 лет могут летать в тандеме с инструктором) и весом от 50 до 150 кг. В целях безопасности все парапланы оснащены спасательным парашютом. А во время самостоятельных полётов ученику выдают рацию для постоянной связи с землёй.

 

К полёту готов!

Перед обучением новичку необходимо грамотно экипироваться, иначе не допустят к занятиям (лишний шлем напрокат, может быть, и найдётся, но своей одеждой с вами вряд ли кто-нибудь поделится). Для полётов идеален комбинезон (зимой, разумеется, утеплённый), специальные ботинки с протектором, перчатки и очки, подобные горнолыжным, и обязательно шлем. Фирменная экипировка недешёвая и может стоить дороже самого параплана. Но отчаиваться не стоит – инструктор всегда посоветует, как экипироваться должным образом с наименьшими затратами (например, летом те же очки вполне можно позаимствовать у друга-горнолыжника, а удобные кожаные перчатки с обрезанными пальцами купить в магазине для любителей тяжёлого рока). Необходимо обзавестись и специальным прибором, измеряющим высоту, скорость ветра, скорость движения купола и температуру воздуха.

 

Как выбрать свой параплан?

На время обучения купол с подвесной системой и спасательным парашютом, вам, конечно, выдадут. А потом, когда вы будете чувствовать себя в воздухе, как рыба в воде, обязательно захочется купить своё «крылышко». Все парапланы делятся на три класса: Standard (для обучающихся и начинающих), Performance (для продвинутых) и Competition (для профессионалов). Модели парапланов различаются по многим позициям – лётные характеристики, приспособленность к определённым климатическим условиям; очень важно знать свой точный вес. Купола хорошего качества стоят от 1500 у.е., подвесные системы – от 400 у.е., спасательные парашюты – от 500 у.е. Через 100 лётных часов надо обязательно проверить и при необходимости заменить стропы, а ещё через 100-150 часов – купол, увы, придётся выбросить, так как из-за его изношенности полёты становятся не просто рискованными, а опасными для жизни. Поэтому не экономьте на качестве и лучше не покупайте подержанные парапланы.

Налетав сотни три часов и став профессиональным спортсменом-парапланеристом, вы можете сдать квалификационный экзамен и получить корочку инструктора и право принимать участие в соревнованиях на дальность и скорость полётов и ставить рекорды.

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала парапланерной школе «МАС» и лично директору школы Сергею Елизарову.

Роман ШИРОКОВ