Главная Статьи Увлечения Яхтинг
Яхтинг

Журнал «Досуг & Развлечения» №26/2005.

 

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ!

Вы знаете, что такое киль и почему под ним должно быть семь футов? Даже если и не знаете, наверняка в детстве зачитывались романами Жюля Верна, Стивенсона и Грина и мечтали хоть однажды самому поднять паруса, встать за штурвал и отдать швартовы.

 

Жизнь под парусом

«Для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по волам и смелости в плавании» - так гласил указ Петра I от 1713 года. Основанный Петром «Потомственный Невский флот» вошёл в историю мореходства как прообраз всех существующих ныне отечественных и зарубежных яхт-клубов. К концу XIX века металлический моторный флот полностью вытеснил деревянные парусники, пароходы сменились теплоходами, появились целые плавучие города, напичканные компьютерами и электроникой, но человека всегда тянуло обуздывать стихию с помощью ветра, паруса и собственного мастерства. Сто с лишним лет назад и возник парусный спорт – один из самых сложных, но в тоже время, пожалуй, самый романтичный. Кто застал Олимпиаду-80, которая проходила не только в Москве, но и в Таллинне, никогда не забудет чарующие названия классов яхт – «Солинг», «Торнадо», «Летучий Голландец»… Путь в профессиональный яхтинг долог и тернист, зов моря куда сильнее любых трудностей и препятствий. Обручившись с морем, не расстанешься с ним никогда – расхожая фраза, но по-другому не скажешь. А став полноправным членом экипажа, пройдя с ним сквозь бури и штормы, найдёшь друзей, которые будут преданы тебе до конца жизни.

 

Яхты и яхты

Все яхты делятся на два типа: парусные и моторные. Есть ещё комбинированные типы, но это примерно то же самое, что балет на льду или хоккей на траве. Моторная яхта – это всё, что больше катера, вплоть до огромных махин, на которых хозяин-миллионер может собрать до нескольких сот гостей, тоже, разумеется, миллионеров. Стоят моторные яхты от нескольких десятков тысяч долларов до бесконечности, и в Москве их можно купить (вернее, заказать) в ряде элитных салонов или по Интернету. Главные подмосковные марины (яхтенные стоянки) расположены вдоль берегов Клязьминского водохранилища, где действуют все наши самые известные столичные яхт-клубы, ну а люди обеспеченные обычно приобретают яхту за границей, там, где тёплое море и ласковое солнце (самыми престижными считаются марины Лазурного берега и Гибралтара). Экипаж набирается из матросов-профессионалов, а владельцы яхт редко становятся капитанами – для этого нужны годы постоянной практики, да и не буржуйское это дело – баранку, то бишь штурвал крутить.
Теперь о парусных яхтах. Ближайшие к Москве марины тоже расположены на Клязьминском водохранилище, но многие яхтсмены предпочитают держать свои суда не на пресноводных водоёмах средней полосы, а в финском заливе – Балтийское море неглубокое, но штормливое, а покорителям водной стихии только этого и надо. Хорошая яхта в рабочем состоянии стоит порядка двадцати тысяч долларов; можно купить плохонькую за несколько тысяч и потом её доделывать, но, как это часто бывает с автомобилями, она может стать «золотой», а хлопот с любой яхтой и так хоть отбавляй (главная проблема – это зимовка). Прежде чем покупать яхту, нужно, разумеется, научиться ею управлять.

 

Грот-мачты, стеньги и бизани

Помните сцену из фильма «Пётр Первый», в которой у юного калмычонка, учившегося за границей навигации вместо своего ленивого барина, от зубов отскакивали мудрёные голландские термины? То же предстоит и вам – команды капитана, как известно не переспрашивают. Поэтому, чтобы определить, нужно ли вам зазубривать названия всех этих мачт, стоит увидеть их в деле – напроситься на борт и выйти в рейд (уж извините, в качестве балласта). На той же Клязьме договориться можно долларов за пятьдесят, но, сколько бы вы не заплатили капитану, всегда помните – на воде он царь и бог, и любая его команда должна выполняться безоговорочно. Но если вы ещё на суше проявите высшую степень интереса к парусному спорту и предложите свою посильную помощь, капитан устроит вам не просто прогулку с ветерком, а даст первый урок яхтинга и с удовольствием всё покажет и обо всём расскажет, а иной капитан и денег не возьмёт. Только роди бога не спрашивайте капитана, куда поплывёт яхта. На этот вопрос вы обязательно получите ответ, что плавает кое-что в проруби, а яхты ходят, и дальнейшей беседы не получится. Девушкам лучше напрашиваться на яхту со смешанным экипажем – мужским и женским. Если капитан суеверен, он никогда не допустит появления на своём судне женщины. Такие уж они суровые ребята, эти «морские волки».

В Москве есть несколько яхтенных школ, действующих ещё с советских времён. Обучение там длится не менее полутора месяцев, и большое внимание уделяется теории – всем этим стеньгам и бизаням, галсам и гюйсам. Причём, если ваши школьные знания математики и физики остались на уровне таблицы умножения и закона Архимеда, вам придётся туговато. Зато в этих школах учат на совесть, и стоимость обучения невелика (от ста долларов за курс).

Другой вариант – частные элитные школы при клязьминских яхт клубах. Учат там неделю, максимум две, теория и практика неразрывны, Курс стоит от двухсот долларов. Поднимать и спускать парус и пользоваться GPS –навигатором вас научат, а дальше дело за вами – вы уже член яхтенной тусовки и можете на равных общаться с бывалыми яхтсменами, которые и станут вашими дальнейшими наставниками.
Третий вариант – учёба за границей. Многие фирмы заманивают туристов, предпочитающих не только пляжный отдых, курсами яхтинга с получением сертификата RYA (Британской королевской яхтенной ассоциации), самого престижного в мире парусного спорта. Стандартный курс на средиземноморских курортах длится пять дней, стоит от пятисот долларов (с проживанием и питанием), вы гарантированно выйдете в море шесть раз днём и один ночью и обязательно получите сертификат, в котором будет написано, что вы теперь – International Competent Crew (по-нашему просто и скромно – матрос), но заветных букв RYA вы на нём можете и не увидеть. А если вы свободно владеете турецким или греческим – так, на всякий случай, но получите и некоторые теоретические знания (коммуникативная проблема – главная при таком обучении, по-английски тамошние инструкторы изъясняются еле-еле). Можно отправиться и в саму Англию, но только если у вас есть несколько лишних тысяч фунтов стерлингов.

Начинающему яхтсмену также понадобится соответствующая экипировка – удобная и надёжная. Можно, конечно, надеть тельняшку, брюки клёш и лакированные штиблеты (некурящим нужно срочно научиться курить трубку!), но дальше портовой таверны вас не пустят. Капитан отвечает за вашу жизнь, и, хотя спасательный жилет он на вас наденет по-любому, лишние хлопоты из-за вашей непригодной к занятиям одежды и прежде всего обуви, ему совершенно не нужно.

Помните, что успех зависит только от вашего желания стать покорителем морских просторов. Если вы влюбитесь в море, оно обязательно ответит вам взаимностью. Попутного вам ветра и семи футов под килем!

 

И В ШУТКУ, И ВСЁРЬЁЗ: САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ПАРУСНИКИ МИРА

- Драккары и снеккары викингов. На ладьях с устрашающей головой дракона на носу храбрые скандинавы бороздили просторы Балтийского моря и проложили по Волге и Дону путь «из варяг в греки». Датский принц Эрик Рыжий в Х веке приплыл на драккаре в Гренландию, а его сын Лав за пятьсот лет до Колумба достиг берегов Америки.
- «Санта-Мария» и «Санта-Клара» («Нинья»). Флагманские суда экспедиции Христофора Колумба, который до конца своих дней считал, что попал туда, куда и собирался – в Индию.
- «Буцентавр» венецианских дожей. В праздник Вознесения Господня дож (глава Венецианской республики) выходил на «Буцентавре» в лагуну, бросал в волны золотое кольцо и совершал ритуал «обручения с морем». В остальные дни корабль использовался в качестве первого в мире плавучего отеля и ресторана – и это с конца Х века вплоть до захвата Венеции армией Наполеона (каждые сто лет строили нового «Бутенцавра»).
- «Мэри Роуз», флагман одиозного короля Генриха VIII по прозвищу Синяя Борода. Судно было построено в 1536 году и постоянно реконструировалось (на борту устанавливали всё больше и больше пушек). В конце концов, самый мощный военный корабль того времени затонул из-за перегрузки артиллерией.
- «Владыка морей» (Sovereign of the Seas). Суперсовременный фрегат отлично зарекомендовал себя в ряде морских баталий, но нелепо сгорел на приколе в Чатхейме из-за халатности тамошних докеров.
- Шведский флагманский корабль «Васа». Самый огромный корабль за всю историю мореплавания под парусом сошёл на воду в 1628 году. Но, не пройдя и мили, затонул – короля Густава Адольфа, лично руководившего строительством фрегата, подвела гигантомания. Спустя 333 года «Васу» достали с морского дна, отреставрировали, и теперь на месте его прикола находится самый знаменитый музей Стокгольма.
- Флагман адмирала Нельсона «Виктория». Оправдал своё дерзкое и обязывающее название. Наполеон очень хотел заполучить обломок этого корабля в качестве сувенира, но «Виктория», даже лишившись своего бессменного капитана в Трафальгарской бухте, одержала победу над французской эскадрой и похоронила морские амбиции Бонапарта.
- Ботик Петра первого. Юный царь случайно обнаружил ботик в имении своего двоюродного деда. Отремонтировав утлое судёнышко, Пётр забавы ради запускал его сначала по Яузе и в прудах Измайлова, потом уже осмысленно, с постижением навигаторских наук, на озере Плещеево. Тот самый первый ботик, «дедушка русского флота», к сожалению, не сохранился; в музее города Переславль-Залесский выставлено судно, построенное позже, но всё равно относящееся к петровской «потешной флотилии».
- Парусная яхта «Атлантик». В 1905 году на Кубке Кайзера пересекла Атлантический океан за 12 дней 4 часа 1 минуту и 19 секунд. Этот рекорд не побит до сих пор.
- Парусный корабль-шпион и истребитель «Зееадлер». Находился на вооружении германского флота во время Первой мировой войны. Лёгкий и необычайно маневренный, «Морской орёл» исподтишка подкрадывался к английским фуражным тихоходам и метко их торпедировал.
- «Летучий голландец». Мифический корабль, которого до сих пор панически боятся «морские волки» всего мира. Где-то в Атлантике вот уже триста лет спокойно себе плавает его «сестрёнка» - каравелла «Мария Селеста» (угадай, кто стоит за штурвалом?). Уж не они ли мутят воду в Бермудском треугольнике?

Роман ШИРОКОВ