Главная Статьи Вокруг кино Прощай, Анискин
Прощай, Анискин

Онлайновый журнал «Суперстиль» №212/2010.

 

ПРОЩАЙ, АНИСКИН

Сегодня наша страна в последний раз отмечает День Милиции. Со следующего года блюсти порядок в России будет полиция. Дай бог, чтобы новое название органов внутренних дел повлекло за собой кардинальные изменения в лучшую сторону – в последнее время о произволе «людей в сером» не говорил только ленивый. Ну а мы же вспомним литературных и киношных персонажей, которые покорили наши сердца храбростью, честностью и блестящим выполнением своих непосредственных обязанностей – боролись с преступностью и охраняли наш покой.

Дядя Стёпа. Самый любимый наш милиционер, добродушный великан, знакомый уже седьмому или восьмому поколению читателей. Эталонный страж порядка – он и жулика поймает, и хулигана приструнит, и утопающего из реки вытащит, и старушку через дорогу переведёт, и про правила дорожного движения ребятам расскажет. Гениальность Сергея Михалкова как детского писателя состояла в том, что он умел создавать до неприличия положительные образы, которые по сей день вызывают искреннюю симпатию.

Анискин. Простой деревенский мужик, подавшийся в милицию. Не особо образован, вряд ли прочёл хоть один учебник по криминалистике, но по-крестьянски хитёр и смекалист. В кобуре вместо пистолета носит носовой платок. С детской непосредственностью смотрит заморский фильм про Фантомаса. Будучи в преклонном возрасте, даже с отпетым ворьём разговаривает мягко, по-отечески, как с нашкодившими пацанами. Попутно гоняет выпивох, тунеядцев и шабашников, посмеивается над бабами, которые все по определению дуры и сплетницы. Образ героя повестей Виля Липатова на экране воплотил всенародный любимец Михаил Жаров.

ЗнаТоКи. «Следствие ведут знатоки» - первый отечественный телепроект, сделанный по западным лекалам (каждая серия – отдельная детективная история). В 70-х годах по популярности мог сравниться с «Кабачком 13 стульев» - когда зрители покупали телепрограмму, то первым делом интересовались, а не покажут ли «Знатоков»? Герои: мудрый Пал Палыч Знаменский (Георгий Мартынюк), весёлый и слегка бесшабашный Шурик Томин (Леонид Каневский) и эксперт Зиночка Кибрит (Эльза Леждей), эффектная дама в погонах. Если сложить первые буквы их фамилий, то получится коллективное прозвище – ЗнаТоКи. Главная изюминка сериала заключалась в том, что в основу сюжета были положены реальные уголовные дела. С распадом СССР проект прекратил своё существование, но песня «Незримый бой» («Наша служба и опасна, и трудна…») по сей день остаётся неофициальным гимном органов правопорядка.

Николай Кондратьев. Масштабный телепроект «Рождённая революцией» был снят по заказу МВД СССР, поэтому весь нашпигован пафосными монологами и цитатами из Ленина, Дзержинского и даже Брежнева. В центре повествования – жизнь и боевые подвиги Николая Кондратьева (Евгений Жариков), который прошёл путь от рядового чекиста до генерала милиции. Если юный Колька был отчаянным и хвастливым рубахой-парнем («Мы псковские, мы сумеем»), то старея и матерея, Кондратьев превращается в совершеннейшего «сухаря», и даже гибель преданной жены (Наталья Гвоздикова, супруга Жарикова) не слишком выводит его из равновесия.

Полковник Костенко. Образ, придуманный Юлианом Семёновым, выгодно отличался от прочих «рыцарей без страха и упрёка» - полковник Костенко тщательно следил за своей внешностью, интересовался противоположным полом, любил пропустить рюмочку-другую хорошего коньяка и не чурался смачной шутки. В лентах «Петровка, 38» и «Огарёва, 6» элегантного следователя сыграл Василий Лановой, а в «Противостоянии» - Олег Басилашвили.

Глеб Жеглов и Володя Шарапов. «Место встречи изменить нельзя» - безусловно, один из лучших отечественных телефильмов. Благодаря харизме Высоцкого всё внимание зрителей было приковано к Глебу Жеглову, когда как молодой и «зелёный» Володя Шарапов (Владимир Конкин) состоял при нём эдаким балластом. А вот в романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которому и было снято «Место встречи…», всё наоборот - Шарапов выступает главным действующим лицом. По мнению писателей, именно добрые, кристально честные и совестливые милиционеры призваны создать правоохранительную систему будущего. А жёсткое и непримиримое «Вор должен сидеть в тюрьме» обязательно канет в лету. Но народу больше по душе пришлась философия, которую режиссёр Говорухин вложил в уста капитана Жеглова.

«Менты» с «Улиц разбитых фонарей». Первые серии самого долгоиграющего в новой России детективного телепроекта были сняты ещё в середине 90-х – кустарным способом, с одного дубля, с параллельной записью звука. Но несмотря на все технические огрехи и усиливающиеся в обществе антимилицейские настроения, «Улицы разбитых фонарей» быстро полюбились зрителям. Герои-оперативники (А. Половцев, А. Нилов, С. Селин, М. Трухин, А. Мельникова, А. Лыков) воспринимались как свои парни – постоянно курили, матерились, без пол-литра не могли распутать ни одного дела. Потом «Улицы…» раздробились на несколько перекрёстных сериалов, появились новые персонажи, но поклонников у проекта не убавилось – ведь при всех своих слабостях экранные «менты» действительно защищают мирных граждан и никогда не берут взяток.

Каменская. Женщины-следователи и раньше присутствовали в отечественных книгах и фильмах, но авторы-мужчины бессовестно отводили им лишь второстепенные роли. Всё переменилось, когда за перо взялась майор милиции (а ныне подполковник в отставке) Марина Алексеева, она же Александра Маринина. Её Настя Каменская – Альтер эго самой писательницы – всецело увлечённая работой оперативница, весьма проблемная жена и никудышная хозяйка, которая может умереть с голоду возле переполненного холодильника. Отличается независимым характером, резка, вспыльчива, по-женски эмоциональна и обидчива. При этом обладает аналитическим складом ума и обострённым чувством справедливости, принципиальна и дотошна, не упускает из виду ни малейшей детали и всегда доводит дело до конца – словом, настоящий профессионал. Сериал «Каменская» с Еленой Яковлевой в главной роли был приобретён рядом западных стран – исключительный случай для российской телепродукции.

Гоцман. Гроза одесских налётчиков Давид Гоцман – усталый, больной, нервный человек, постоянно сомневающийся во всём и во всех, и в первую очередь в самом себе. Расшаркивается с местными бандитами, но при этом готов полезть в огонь и в воду, если в его родном городе нарушается пусть специфический, но приемлемый для всех уклад: «Я – Гоцман. Беспределу – ша!». Успех телефильму «Ликвидация» во многом обеспечила талантливая игра главного российского мачо Владимира Машкова. Плюс лихо закрученный сюжет и неподражаемый одесский колорит.

Мухтар. В милиции служат не только люди, но и собаки. Самый известный четвероногий оперативник – пёс по кличке Мухтар, впервые появившийся на отечественном экране в далёком 1964 году, задолго до голливудских «К-9» и «Собачьей работы». Сейчас по телевизору крутят сериал «Возвращение Мухтара», и сюжетная подоплёка не меняется – горе-следователи тщетно пытаются раскрыть преступление, и лишь подсказки куда более умного пса помогают им выйти на нужный след.

 

Роман ШИРОКОВ