Онлайновый журнал «Суперстиль» №29/2011.
ДОННА-БАМБИНА
Орнелла Мути
Таинственные кошачьи глаза изумрудного цвета, кокетливая щёлочка между зубов, пухлые детские щёчки, чуть вздёрнутый носик… Ей пророчили великое будущее Альберто Сорди и Уго Тоньяцци. Её боготворили Ален Делон, Адриано Челентано и Микеле Плачидо. За неё сватались Сильвестр Сталлоне и британский красавец-мужчина Тимоти Далтон, один из исполнителей роли Джеймса Бонда.
Творческая судьба Орнеллы Мути неотделима от её взаимоотношений с противоположным полом. Мужчины открыли ей дорогу в большое кино, вознесли на самый верх актёрского Олимпа, но видели в ней лишь податливую куклу, заваливали деньгами и дорогими подарками и едва не обанкротили, клялись в большой и чистой любви и доводили до нервных срывов, подарили троих детей и чуть не разрушили её семью. Мужчины – её поводыри и исполнители желаний, её слабость, её утешение и источник вдохновенья, её беды и радости. Мужчины закалили её, сделали сильной и мудрой и научили относиться ко всему философски.
Франческа Романа Ривелли родилась 9 марта 1955 года в пригороде Рима. Её отец-неаполитанец работал журналистом, а мать, эмигрантка с эстонскими и русскими корнями, была скульптором. Созрела девочка быстро – к 12 годам за ней уже волочились толпы поклонников, хотя мать и заставляла её заплетать косы и носить бесформенные свитера. Тут внезапно умер отец. Чтобы пополнить семейный бюджет, Франческа устроилась работать натурщицей и фотомоделью. Вскоре портреты обнажённой синьориной Ривелли были прилеплены жвачкой ко всем окрестным фонарным столбам. Мать тут же слегла с сердечным приступом. Но девушка ничуть не смутилась – ну и что, у неё такая работа, она же не ворует, в конце концов. Такое более чем спокойное отношение к собственной наготе, выставленной напоказ, во многом и предопределило карьеру будущей суперзвезды мирового кино. Тем более что выставлять есть чего.
Однажды Франческа пошла поддержать старшую сестру, начинающую актрису, которая пробовалась на роль у Дамиано Дамиани (нам он известен прежде всего как создатель сериала «Спрут»). В результате сестра вернулась домой, а Франческа отправилась на съёмки криминальной драмы «Самая красивая жена». Первым делом режиссёр придумал дебютантке звучный псевдоним – теперь она стала зваться Орнеллой Мути. Также Дамиани на свой страх и риск подправил новоиспечённой актрисе документы – ведь по сценарию несовершеннолетняя девчушка должна была участвовать в откровенных сценах.
Фигуристую нимфетку – то ли матёрую искусительницу с лицом невинного ангелочка, то ли глупышку-малолетку, воспринимающую секс как весёлую игру - быстро заметили режиссёры, специализирующиеся на эротике. В 17 лет Орнелла укатила на съёмки очередной пикантной мелодрамы в Испанию, а оттуда вернулась беременной. Имя отца своей первой дочери Мути не раскрывает до сих пор – говорит лишь, что он был средней руки продюсером, лет на тридцать старше неё. Новорожденную девочку, наречённую Найке, тут же взяла на воспитание мать Орнеллы, а дальше отношения в семье развивались почти как в книге «Похороните меня за плинтусом» - Орнелла выскочила замуж за своего коллегу по цеху Алессио Орано, и с дочерью виделась урывками. Лишь спустя годы Орнелла и Найке, тоже ставшая актрисой, наладили должный родственный контакт, и этому во многом способствовало рождение у Найке сына – да, да, Орнелла уже двенадцать лет как бабушка, и ничуть этого не стесняется: назвать её старухой по сей день язык ни у кого не поворачивается.
К середине 70-х Мути решила в корне изменить своё амплуа и, несмотря на полное отсутствие актёрского образования, добилась-таки внимания со стороны серьёзных режиссёров. Её партнёрами по фильмам – теперь уже преимущественно драмам – в те годы становились Жерар Депардье, Ален Делон, Уго Тоньяцци, Альберто Сорди, Микеле Плачидо. Да что там, сама Софи Лорен, обычно не терпящая конкуренток, назвала Мути лучшей молодой актрисой Италии и своей преемницей. В 1978-м году Орнелла снялась у нашего Григория Чухрая в картине «Жизнь прекрасна» - тогда-то зрители Страны Советов впервые и увидели эту удивительную иностранку неземной красоты, в чьих жилах течёт прибалтийская и славянская кровь, а значит, немного «нашу».
Но массовую популярность Орнелла завоевала чуть позже – когда в СССР, пусть и в урезанном виде, в прокат вышла комедия 1980-го года «Укрощение строптивого», в которой партнёром Мути выступил Адриано Челентано. Сюжет фильма незамысловат: угрюмый фермер-женоненавистник волею судьбы знакомится с заезжей городской «штучкой», изнеженной и капризной. Коса находит на камень, и в финале между двумя непримиримыми антагонистами вспыхивает любовь.
Годом позже зрители вновь наслаждались дуэтом Мути - Челентано в фильме «Безумно влюблённый». Страстные поцелуи зеленоглазой красавицы и страшненького, но необычайно обаятельного и темпераментного рубахи-парня имели продолжение и за пределами съёмочной площадки. Орнелла даже развелась с мужем, надеясь, что и Челентано сбежит от своей законной «укротительницы» - властной и ревнивой Клаудии Мори. Но просчиталась: любвеобильный Адриано считает своим долгом после каждого адюльтера возвращаться в семью – это для него святое. Больше Челентано и Мути вместе не снимались, но по сей день сохраняют дружеские отношения. Хотя в то время актриса чувствовала себя уязвленной и опустошённой.
От депрессии Орнелла лечилась самым действенным способом - работала на износ и крутила бурные и скандальные романы со всеми, кто подворачивался на её пути. Наконец, в 1988-м году Мути обвенчалась с биржевым маклером Федерико Факинетти. От него Орнелла родила ещё двоих детей, но брак в конце концов распался – авантюрист Факинетти спускал на бирже все семейные средства, вдобавок открыто изменял жене и даже… просил у неё деньги на содержание своих любовниц.
Неурядицы в личной жизни, впрочем, не помешали Мути проникнуть в Голливуд – благо, по-английски она выучилась говорить без акцента. Среди её наиболее известных в России работ 90-х годов – забавный детектив «Однажды преступив закон» (другое название – «Убийство в Монте-Карло») и эксцентрическая комедия «Оскар», где партнёром Мути стал Сильвестр Сталлоне. Восхищённый Рэмбо рассыпался в комплиментах, а язвительные кинокритики сошлись во мнении: от полного провала ленту спасла именно Орнелла.
Нулевые Мути встретила в статусе актрисы, которая весьма избирательно подходит к предлагаемым ролям, и в тоже время не боится экспериментировать и участвовать в самых смелых и провокационных постановках – вплоть до жёсткой артхаусной драмы Азии Ардженто «Цыпочки», повествующей о детской проституции. В новом веке Орнелла сошлась с известным в Италии пластическим хирургом Стефано Пиколло, но как к профессионалу не обращалась к нему ни разу – у богини свои секреты вечной молодости. Орнелла уже много лет не притрагивается к сигаретам, не ест мяса и не пьёт вина, активно занимается фитнессом и исповедует буддизм. Часто медитирует – в компании с многочисленными кошками и под музыку Дзуккеро и Карлоса Сантаны. И старается больше времени проводить с детьми и внуком.
В 52 года Орнелла вновь разделась для обложки модного журнала и продемонстрировала миру своё роскошное ухоженное тело. Любопытно, что она до сих пор считает себя робкой и застенчивой. Куда важнее внутренняя красота, вот её-то и надо беречь и скрывать от посторонних глаз.
В последнее время актриса увлеклась дизайном ювелирных украшений. Орнелла выпускает как элитные колье и броши, так и «ширпотреб» за несколько сотен евро, который она предпочитает продавать через собственный интернет-магазин – чтобы заказать её изделия имела возможность любая женщина земного шара. Своим главным творением Орнелла считает браслет в форме двух сцепленных наручников, усыпанных цирконами, с надписью: «Отпусти меня, если любишь». Этот браслетик символичен прежде всего для самой Орнеллы – недавно она рассталась со своим пластическим хирургом, и теперь у неё очередной бой-френд – молодой, симпатичный и сексуальный.
«Мой мужчина – тот, с которым мне не бывает скучно», - раскрывает секрет Орнелла и тут же заливается звонким смехом, будто та школьница с косичками, которая слишком рано повзрослела телом, но в душе так навсегда и осталась шаловливым ребёнком. «Всё меняется, всё проходит», - добавляет буддистка Мути. «Даже любовь приходит и уходит, но жизнь продолжается. И жизнь – прекрасна!».
Роман ШИРОКОВ
|