Главная Статьи Вокруг кино Аэлита, не приставай к землянам
Аэлита, не приставай к землянам

Онлайновый журнал «Суперстиль» №64/2011.

 

АЭЛИТА, НЕ ПРИСТАВАЙ К ЗЕМЛЯНАМ

Фильмы о космосе

С праздником, товарищи! Минуло ровно полвека со дня полёта первого человека в космос. Нашего парня – Юрия Гагарина. Давайте вспомним самые яркие, значимые, эпохальные советские и российские фильмы на тему космоса – как предвосхищающие покорение неведомых миров, так и снятые на волне повального увлечения космонавтикой, как масштабные высокобюджетные постановки, так и тонкие камерные драмы.

 

«Аэлита: Королева Марса» (1924)

Немую ленту Якова Протазанова, вольную экранизацию повести Алексея Толстого, сейчас невозможно смотреть без улыбки – чего только стоят причудливые костюмчики «марсиан». А какие уморительные рожи строят тогда ещё совсем молодые Михаил Жаров и Игорь Ильинский! А как зыркает глазами и демонически хмурит брови Аэлита в исполнении Юлии Солнцевой! Если серьёзно, картина заслуженно пополнила сокровищницу мирового кинематографа – ведь это был первый в истории полнометражный фильм о межпланетных контактах с богатой драматургией, торжеством гуманистических идей, мелодраматическим уклоном и самыми передовыми на тот момент спецэффектами.

«Планета бурь» (1961)

Режиссёром одного из самых удачных советских научно-фантастических фильмов выступил Павел Клушанцев - гений комбинированных съёмок, которого называли своим учителем такие монстры Голливуда как Стэнли Кубрик, Джордж Лукас и Джеймс Кэмерон. Смешанный экипаж (мужчины и женщины, русские и американцы, люди и роботы) отправляется на Венеру, населённую динозаврами, а ещё там бушует огненный океан… Покорители вселенских просторов едва унесли ноги с враждебной планеты, но обещали вернуться. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева, с интересом посмотрев картину, сделала автору замечание: советская женщина не имеет права терять самообладание в трудную минуту и рыдать в открытом космосе.

«Мечте навстречу» (1963)

Инопланетный звездолёт, чуточку не дотянув до Земли, терпит крушение невдалеке от Марса. Земляне решают протянуть пришельцам руку помощи… Фильм запомнился прежде всего песнями, вошедшими в золотой фонд советской эстрады: «Я - Земля, я своих провожаю питомцев…», «Утверждают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести…», «Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд от звезды до звезды…».

 

«Солярис» (1972)

Психодрама Андрея Тарковского по мотивам романа Станислава Лема – о неосязаемой связи духовного и материального, о реалиях и иллюзиях, о потаённых мечтах и страхах, об ответственности человечества за вмешательство в естественный ход природы. История о метафорической планете Солярис, квинтэссенции нашего подсознания, оказала колоссальное влияние на мировую кинофантастику самых разных стилей и направлений – вплоть до «Матрицы» братьев Вачовски и «Шоу Трумана» Питера Уира.

 

«Москва – Кассиопея» (1973) и «Отроки во Вселенной» (1974)

Да, было время, когда школьники обоего пола мечтали стать космонавтами, а в астрономические кружки записывались даже двоечники. Фантастическая дилогия Ричарда Викторова – бесспорно, один из лучших образцов отечественного детского кино. И даже современные юные зрители, воспитанные на заокеанских «Звёздных войнах» и «Аватаре», с удовольствием следят за приключениями наивных, но отважных пионеров, которые готовы были провести в космосе целых тридцать лет – всё ради науки и ради спасения каких-то гуманоидов с чужой и незнакомой планеты.

На площадке актёры-подростки влюбились друг в дружку и едва не сорвали съёмки. К счастью, режиссёру удалось всех «построить». Дальнейшая судьба ребят сложилась по-разному – одни охладели к кинематографу, другие остались в актёрской профессии, но сегодня едва востребованы. Лишь голос Ирины Савиной (Поповой), которая играла Катю, смешную девочку с косичками, мы слышим каждый день – она озвучивает Барта Симпсона и прочих мультяшных персонажей.

 

«Через тернии к звёздам» (1980)

Ещё один шедевр от Викторова, снятый по роману Кира Булычёва. Рубаха-парень Сергей, харизматичный карлик-мерзавец Туранчокс, шибко умный и капризный осьминог Пруль и, конечно, загадочная инопланетная девушка Нийя – тощенькая, лысенькая, несчастненькая, с огромными глазами, бездонными, как сама Вселенная.

Исполнительницу главной роли Елену Метёлкину не зря сравнивали с легендарной Твигги – до участия в фильме она тоже работала моделью и манекенщицей. А позже, в «лихих девяностых» - секретаршей, уборщицей, воспитательницей, продавщицей. Сейчас Елена – менеджер по работе с клиентами в небольшом учебном центре.

 

«Тайна третьей планеты» (1981)

Культовый мультик, опять-таки сделанный по повести Булычёва, который и дети, и взрослые быстро растащили на цитаты: «Птица Говорун отличается умом и сообразительностью», «А ну, снимай маскировку!», «Официант! Четыреста капель валерьянки и салат!». Главная героиня – смелая и любознательная девочка Алиса, которая помогает найти и обезвредить коварных космических пиратов. Старания советских аниматоров оценили и на Западе – в американской версии Алису озвучивала Кирстен Данст, а Говоруна – Джеймс Белуши.

 

«Гостья из будущего» (1984)

Другая история о пространственно-временных путешествиях булычёвской Алисы – теперь уже рассказанная в формате художественного телесериала. Немного затянутый, но всё равно увлекательный фильм, по которому сходили с ума все без исключения малолетние зрители тогда ещё одной шестой части Земли. И редкий пацан не был влюблён в исполнительницу главной роли – Наташу Гусеву. Всенародная слава так сильно утомила юную актрису, что она, в конце концов, порвала с кинематографом и избрала профессию микробиолога.

Отдельного упоминания заслуживает песня Крылатова – Энтина «Прекрасное далёко» - величественный гимн последних советских пионеров, проникновенная молитва, от которой у нынешних сорокалетних мальчишек и девчонок наворачиваются слёзы и мурашки бегут по коже.

 

«Кин-Дза-Дза» (1986)

Сатирическая комедия Георгия Данелии еле-еле пробилась на большой экран – все эти приседания и заискивающие возгласы «Ку-у-у!» при виде мигалок и жёлтых штанов не могли не наводить на определённые размышления. Прошло время. Мигалки остались. Приседания тоже.

 

«Космос как предчувствие» (2005)

1957 год, только что запущен первый искусственный спутник Земли. Советский народ охвачен космической лихорадкой, все ждут перемен и надеются на светлое будущее. Один герой – неисправимый романтик, собравшийся стать космонавтом, другой под шумок пытается удрать на Запад. А их подружки хотят лишь одного – счастья в личной жизни… Ироничная зарисовка Алексея Учителя о сумбурной и противоречивой хрущевской «оттепели» во многом удалась благодаря блистательной игре актёрского ансамбля во главе с Евгением Мироновым.

 

«Первые на луне» (2005)

Дебютная лента Алексея Федорченко («Овсянки»), сделанная в жанре мокьюментари – документальной обманки. В 1938 году советские учёные, предварительно потренировавшись на свиньях, задумали запустить на Луну летательный аппарат с людьми на борту. Вскоре после того, как ракета скрылась в заоблачных далях, в горах Чили упал какой-то странный метеорит… На протяжении фильма зрителю приходят в голову две мысли: «Боже, какая чушь!» и «Чёрт возьми, но как всё правдоподобно!».

 

«Азирис Нуна» (2006)

Экранизация романа Ю. Буркина и С. Лукьяненко «Сегодня, мама!», робкая, но симпатичная, а главное похвальная попытка возродить отечественную детскую кинофантастику. Два брата-сорванца завладевают магическим артефактом и отправляются путешествовать во времени. Всё внимание игре неподражаемого Александра Филиппенко, представшего в образе кащееподобного фараона, и ужимкам и прыжкам Максима Аверина, исполнившего роль доброго, но хулиганистого мутанта.

 

«Бумажный солдат» (2008)

Главный герой – врач, отвечающий за идеальное самочувствие первого отряда космонавтов. Он разрывается между двумя женщинами, между грехом и покаянием, между заданием правительства, для которого люди – расходный материал, и собственной совестью. Драма Алексея Германа-младшего, при всех ностальгических нотках, ещё долго не утратит актуальность: ведь в центре повествования – трагическая судьба подневольного «маленького человека», типичного интеллигента, извечно стоящего перед нравственным выбором.

 

«Обитаемый остров» (2009)

Увы, сбылись худшие опасения поклонников творчества Стругацких – вместо глубокой философской притчи нам показали гламурный блокбастер с розовыми танками, смазливыми героями и фигуристыми героинями. Пытаясь угодить мифической «целевой аудитории», Фёдор Бондарчук снял красочный и динамичный, но откровенно бестолковый фильм, причём первую часть ещё можно было назвать интригующей, но во второй – лишь нагромождение спецэффектов, вязкие кровавые драки и беспричинная пальба во все стороны.

 

«Трудно быть богом» (?)

Ещё одна экранизация Стругацких от Германа-старшего – мастер снимал фильм десять лет, уже устраивал закрытые показы, но почему-то не спешит выносить своё детище на суд массового зрителя. Пока известно лишь, что это будет не столько фантастический боевик, сколько пугающая антиутопия – чёрно-белая, по-германовски тягучая, многослойная, оставляющая после себя множество вопросов. В роли отчаянного борца за справедливость дона Руматы – Леонид Ярмольник.

 

Роман ШИРОКОВ