Главная Статьи Увлечения Фокус-покус
Фокус-покус

Онлайновый журнал «Суперстиль» №67/2011.

 

ФОКУС-ПОКУС

Я сам обманываться рад

В детстве все мы верили в чудеса. Потом выяснялось, что Дед Мороз – это переодетый сосед, никакая бабайка в чулане не прячется, Баба-Яга над лесом не летает, а деньги за здорово живёшь никому на голову не сваливаются. С возрастом мы превращаемся в прагматичных материалистов, скучных и занудных. Но есть особые люди, которые не только не захотели расставаться с детскими грёзами, но и превратили волшебство в свою профессию. Эти люди – мастера оригинального жанра, иллюзионисты, кунстштюкеры, эскамотёры, престидижитаторы, а проще говоря – фокусники.

Иллюзионное искусство возникло ещё на заре цивилизации, и первыми исполнителями всевозможных трюков были, конечно, жрецы и шаманы – если боги не спешат творить чудеса, то не грех им чуточку помочь. Вначале магией имели право заниматься лишь избранные касты, но постепенно баловаться фокусами стали и простые смертные, зачастую выходцы из самых низов общества, для которых трюкачество было единственным, пусть и не всегда честным и законным способом заработать на пропитание. Ещё за тысячу лет до нашей эры по Древней Индии бродили йоги-факиры, которые заклинали змей, спали на острых глиняных черепках, пускали изо рта столбы огня и говорили разными голосами. А в Древнем Египте трюкачи предлагали зрителям угадать, под каким из трёх колпаков скрывается круглый камешек - вам это ничего не напоминает?

В раннехристианской Европе фокусники активно помогали священникам и миссионерам, оживляя их проповеди визуальными эффектами. Особой популярностью пользовался трюк «Усечение головы Иоанна Предтечи». Свою собственную голову фокусник вжимал в плечи и прятал за одеждами, к макушке приставлял восковую голову, к которой был прикрёплён бычий пузырь, наполненный кровью, ассистент взмахивал мечом и… невзыскательная публика лишь охала и ахала. А для театрализованного рассказа о воскрешении Лазаря фокусники умело применяли базовые знания медицины. Актёр, изображавший Лазаря, сжимал орехи, которые держал под мышками, и у него временно пропадал пульс. Затем «усопший» торжественно «воскресал».

Библейские персонажи являли чудеса, фокусники занимались, по сути, надувательством, но в те далёкие времена люди не делали разницы между волшебством и иллюзией. В большинстве европейских языков до сих пор «фокусник» - это «маг», «волшебник». Да и само слово «фокус», «фокус-покус» произошло не от оптического термина, а от латинского выражения hoc est corpus meum («сие есть тело моё»), которым служители культа сопровождали вынос святых даров.

Наступило мрачное Средневековье. Инквизиция причисляла исполнителей трюков к чернокнижникам и отправляла на костёр. Но фокусническое ремесло не кануло в лету. На каждой ярмарке обязательно промышлял какой-нибудь ловкач, который «оживлял» гусей и петухов (сначала птицам надо слегка надавить на сонную артерию, и они временно теряют сознание), хвастался «рогом изобилия», из которого одновременно и «бесконечно» вытекали сразу три вида вина (здесь требуется рог специальной конструкции и помощь ассистента, незаметно подливающего в рог вино), или предлагал на спор разомкнуть два железных обруча, скованных «намертво» (лишь фокусник знал, в каких местах обручи легко размыкаются).

Там же, на ярмарках, шла бойкая торговля «волшебными палочками». К орудию труда Гарри Поттера всамделишная средневековая «волшебная палочка» имела опосредственное отношение – это была обычная проволочная лоза, с помощью которой желающие могли поискать железную руду или определить место для рытья колодца.

Эпоха Возрождения реабилитировала запрещённые до той поры науки, в том числе физику, химию и механику. Реквизит иллюзиониста пополнился камерой обскурой, волшебным фонарём и прочими хитроумными приспособлениями – магнитами, поставленными в ряд зеркалами, невидимыми чернилами, самовозгорающимися смесями, подъёмными кранами. Появились диковинные «механические люди» - автоматы, которые могли двигаться и даже говорить (не без помощи мага-чревовещателя). Уильям Шекспир охотно использовал в своих пьесах достижения прогресса – так, призрак отца Гамлета появлялся на сцене благодаря волшебному фонарю и игре теней.

В XVIII столетии, на волне повального увлечения масонством и оккультизмом, фокусники выступали уже не на ярмарках, а в великосветских салонах, и сопровождали спектакли грозными заклинаниями и магическим ритуалами – важно было создать таинственную атмосферу и вогнать зрителей в транс. Среди многочисленной армии рядовых манипуляторов выделялись настоящие мастера, которые своими уникальными трюками пополнили «золотой фонд» иллюзионного искусства - немец Каттерфельто, американец Филадельфия, француз Пинетти.

Нам, читавшим повесть А.Н. Толстого и видевшим фильм Марка Захарова, наиболее известен итальянский авантюрист Джузеппе Бальзамо, он же граф Калиостро. Личность во всех отношениях неординарная, Калиостро, безусловно, обладал недюжинными экстрасенсорными и гипнотизёрскими способностями. Что же касается фокусов… Однажды Калиостро изготовил золотой гвоздь, покрасил его серой и коричневой краской и на глазах у почтеннейшей публики окунул в кислоту. Вуаля! Обычный ржавый гвоздь моментально стал золотым! На следующий день граждане приносили «великому магистру» целые ящики с гвоздями, а тот, не моргнув глазом, брал с них задаток – мол, волшебство всегда требует некоторых расходов.

Век спустя зрители поумнели, перестали слепо верить в колдовство, трюки лишились «потустороннего» флёра. Появились стационарные театры иллюзий, фокусы окончательно превратились в забавный аттракцион. Иллюзионисты стали уделять больше внимания оригинальной подаче номеров, артистизму, трюки перемежались с выступлениями певцов, танцоров, клоунов, дрессировщиков, акробатов. Но и сами трюки постоянно усложнялись, изобретались новые фокусы, разгадывались старые. Наконец-то был раскрыт секрет «индийского каната» - верёвки, которую факир сначала завязывал в узлы, а потом она вдруг превращалась в твёрдую палку (внутри верёвки находились тонкие бамбуковые столбики, пронизанные леской, и когда факир незаметно натягивал леску, верёвка вздымалась вверх).

Французский иллюзионист Робер-Уден, основоположник современной цирковой магии (в честь него даже названа одна из парижских улиц) изобрёл ныне хрестоматийный фокус «кролик в шляпе». Гораций Гольдин довёл до совершенства трюк с распиливанием ассистентки – несчастную девушку он распиливал и поперёк, и вдоль, и даже на несколько частей. Гарри Гудини продемонстрировал всему миру сверхвозможности человеческого тела – он играючи избавлялся от любых оков и цепей и пролезал сквозь микроскопические отверстия. Жорж Мельес увлёкся только что изобретённым кинематографом и стал снимать картины на основе собственных трюков – так появились первые фантастические ленты и фильмы ужасов.

XX век открыл новые имена, и среди них почётное место заняли артисты советской школы. Некоторые трюки Арутюна Акопяна и Эмиля Кио-старшего не разгаданы до сих пор. Сейчас в цирках и концертных залах с успехом выступают их дети и внуки. Одно лишь немного огорчает - в наше время иллюзионное искусство всё чаще становится отраслью шоу-бизнеса, в которой уровень мастерства артиста не имеет принципиального значения, а упор делается на красочный антураж и масштабность постановок. Ури Геллер гнёт ложки из легкоплавких металлов, и секреты его фокусов может объяснить любой специалист в области физической химии, но он с завидным упорством выступает по телевидению разных стран с однотипными программами. Дэвид Коппрефильд летает над сценой с помощью тончайших тросов, прикреплённых к одежде – это давно всем известно, а Копперфильд всё летает и летает…

Впрочем, довольно разоблачений. Пусть фокусы – это волшебство понарошку, порой так хочется побыть наивным и доверчивым ребёнком, погрузиться в мир фантазий и с удивлением и восторгом понаблюдать, как из кармана чародея во фраке вылетают голуби, изо рта в неограниченном количестве выскакивают шарики, а по мановению его волшебной палочки из воздуха появляются прекрасные цветы.

Вы сами можете исполнить роль доброй волшебницы и развлечь ваших детей нехитрым карточным фокусом под названием «Королевство», и заодно рассказать им сказку. Вам понадобится 16 карт: 4 валета, 4 дамы, 4 короля, 4 туза. Разложите карты в 4 строки так, чтобы каждая последующая строка слегка прикрывала предыдущую: самая нижняя строка – валеты, на них накладываются дамы, потом короли и сверху тузы.

 

В четырёх королевствах жили четыре доблестных рыцаря, которые были влюблены в четырёх прекрасных дам, но их отцы-короли были очень строгими и заточили дочерей в неприступные замки…

 

Поочерёдно соберите карты по столбцам в 4 стопки и объедините их в одну. Переверните полученную колоду рубашкой вверх, дайте зрителю снять колоду сколь угодно раз и разложите её на 4 стопки (раскладывать надо строго по одной карте). Поочерёдно переверните каждую стопку вверх лицом и покажите зрителю:

 

Но тут прилетела мудрая фея и объединила доблестных рыцарей в их стремлении добиться расположения прекрасных дам, освободила дам из заключения, собрала королей на важный государственный совет, а их замки образовали одно большое и дружное Королевство.

 

В первой стопке чудесным образом будут собраны все валеты, во второй дамы, в третьей короли, в четвёртой тузы.

 

Роман ШИРОКОВ