Главная Статьи Вокруг кино Борцы и клоуны
Борцы и клоуны

Онлайновый журнал «Суперстиль» №67/2011.

 

БОРЦЫ И КЛОУНЫ

Цирк в мировом кинематографе

Цирк – это красочно, динамично, удивительно и восхитительно. И всегда немного грустно. Эту щемящую цирковую грустинку подметил ещё великий Чарли Чаплин, в 1928 году сняв ленту с простым и ёмким названием – «Цирк». Скрывающийся от полиции бродяжка прибивается к цирку-шапито и неожиданно становится любимцем публики. Но вот цирк уезжает, и бродяжка вновь остаётся один на один со своими невзгодами.

Спустя восемь лет выходит наш ответ трагедиям западных капиталистических реалий – «Цирк» Г. Александрова. Гордая и независимая американка влюбляется в русского молодца и вместе со своим чёрным ребёночком остаётся жить в прекрасной и чудесной Стране Советов. Парадоксальность этой пафосной агитки заключалась в том, что александровские фильмы – чистой воды Голливуд, разве что вместо звёздно-полосатых стягов в кадре развевались кумачовые полотнища.

Дрессировка животных, особенно крупных хищников – ремесло опасное. Тем удивительнее, что два главных отечественных фильма о дрессировщиках – комедии, одна романтическая, другая эксцентрическая. Главная героиня ленты «Укротительница тигров» (1954, реж. Н. Кошеверова и А. Ивановский) – отважная девушка, которая не побоялась взяться за хлыст, чтобы утереть нос бросившему её парню. А для мнимого дрессировщика из «Полосатого рейса» (1961, реж. В. Фетин) вынужденное путешествие в компании с большими кошками едва не закончилось плачевно – с подачи проказницы-мартышки львы и тигры вырвались на свободу, и их потом еле угомонили.

Акробаты-акробаты, задорные ребята – эх, знали бы зрители, сколько литров пота стекает с каждого мастера прыжков и кульбитов на репетициях, чтобы на арене все его движения казались лёгкими и непринуждёнными. Жаль, что об этих трудягах у нас сняли один-единственный фильм – «Цирк зажигает огни» (1972, реж. О. Воронцов), да и то всё внимание там уделено козням, которые директор иностранного цирка, мерзавец-буржуй, строил гастролёрам из СССР.

Иллюзионное искусство – не самый кинематографичный жанр. Кино само по себе великая иллюзия, а в наш век высоких технологий стать виртуальным волшебником может каждый. В картинах про фокусы на первый план выходят драматические перипетии самих фокусников. Американцы сняли несколько биографических лент о своём любимом Гарри Гудини. О безжалостной конкуренции двух иллюзионистов рассказывает фильм «Престиж» (2006, реж. К. Нолан). Тяжёлые испытания выпадают на долю гениального мага, бросившего вызов властям («Иллюзионист» - 2006, реж. Н. Бургер).

Бывало, в цирке выступали экстрасенсы, ясновидящие, прорицатели и тому подобная братия. «Делай загадочное лицо, дура» - это из «Собачьего сердца» (1988, реж. В. Бортко).

Канатоходцы, воздушные гимнасты и исполнители уникальных «смертельных номеров» - самые рисковые и отчаянные из всех циркачей. Гимнаст Тибул из экранизации повести Ю. Олеши «Три Толстяка» (1966, реж. А. Баталов) не только умел развлекать зрителей умопомрачительными трюками, но и устроил социалистическую революцию в отдельно взятой вымышленной стране. Таинственный Мистер Икс, герой оперетты И. Кальмана и советских фильмов «Мистер Икс» (1958, реж. Ю. Хмельницкий) и «Принцесса цирка» (1982, реж. С. Дружинина), отвергнутый капризной аристократкой, заделался циркачом и в игре с судьбою поставил на кон свою жизнь. В российском сериале «Принцесса цирка» (2008, реж. А. Плоткина и другие) сюжет тоже вертится вокруг любви, да вот только страсти там гротескно роковые, а проблемы надуманные – как и принято в «мыльных операх».

В стародавние времена злые и алчные владельцы цирков нещадно эксплуатировали бесправных актёров, а порой и вовсе отправляли их на верную гибель. Один из самых пронзительных и жестоких фильмов о цирке – «Гуттаперчевый мальчик» (1957, реж. В. Герасимов), экранизация повести Д. Григоровича.

На рубеже XIX и XX веков гвоздём программы в любом цирке был борцовский поединок. О жизни самого знаменитого российского борца Ивана Поддубного и его друга Анатолия Дурова, клоуна и дрессировщика, повествует картина «Борец и клоун» (1957, реж. Б. Барнет). А герой Микки Рурка из фильма «Рестлер» (2008, реж. Д. Аронофски) - и борец, и клоун одновременно. И при этом – противоречивая, трагическая личность.

Клоун – не просто чудак и весельчак, заполняющий паузы между номерами жонглёров и акробатов. Клоун – это душа цирка, его символ и талисман, ключевой персонаж, который умеет делать всё и может с лёгкостью заменить любого другого артиста. В детских фильмах клоун – обманчиво простоватый дяденька, который вроде бы озорничает вместе с малолетними героями, но исподволь помогает им принять ответственное решение, преодолеть страх и неуверенность, поверить во всепобеждающую силу добра («Денискины рассказы» - 1980, реж. В. Храмов; «Выше радуги» - 1986, реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич). В фильмах для взрослой аудитории акцент делается не на гэгах и шутках, а на закулисной жизни разудалого балагура в рыжем парике. Артист Ветров из ленты «Клоун» (1980, реж. Н. Медюк) переживает семейную драму, но неудачи лишь закаляют Ветрова – подавляя депрессию упорной работой, он достигает высочайшего профессионального уровня; его настоящая семья – это цирк, а его дети – сотни и тысячи юных зрителей, самая искренняя и благодарная публика.

Клоун – человек тонкий, ранимый, при этом отзывчивый и способный на самопожертвование. Герой ленты «Мой любимый клоун» (1986, реж. Ю. Кушнерёв) усыновляет шестилетнего мальчика-сироту. Отставной клоун, прозябающий в забвении и нищете, во всех смыслах помогает встать на ноги молодой балерине. Бескорыстно желая девушке счастья и стремясь отгородить её от собственных неурядиц, он скрывает, что питает к ней самые нежные чувства, а в финале погибает («Огни рампы» - 1952, реж. Ч. Чаплин).

Тенденция последних десятилетий: клоун – по контрасту с глуповатой внешностью, дурашливыми манерами и неизменной лучезарной улыбкой на лице – на самом деле оказывается кровожадным маньяком и убийцей. Таков клоун из фильма «Оно» (1990, реж. Т.-Л. Уоллес), экранизации романа Стивена Кинга. Или Джокер из киносаги о Бэтмане.

Но всё-таки клоуны – это в первую очередь проповедники оптимизма, которые дарят людям смех и радость, разгоняют тоску и вселяют надежду. Как тут не вспомнить клоунов Федерико Феллини, которые появлялись в кульминационных сценах его ироничных драм.

А есть ещё фильмы-спектакли и фильмы-бенефисы, в которых свои выдающиеся таланты нам демонстрируют настоящие цирковые артисты. И пусть, сидя в кинозале, мы не можем лично наградить этих людей аплодисментами, мы благодарны им за их нелёгкий труд и за тот праздник, который они нам создают.

 

Роман ШИРОКОВ