Главная Биографии Анастасия Вертинская
Анастасия Вертинская

Онлайновый журнал "Суперстиль" №220/2011.

 

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ НАСТЯ

Анастасия Вертинская

Мистика, провидение, фатум… Похоже, дело и впрямь не обошлось без вмешательства высших сил – именно этой изящной женщине с чарующими раскосыми глазами довелось сыграть главных героинь в экранизациях двух самых волшебных и пронзительных русских романов о любви. «Алые паруса» был первым фильмом с её участием, «Мастер и Маргарита» – последним, дошедшим до зрителя.

Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве – год спустя после того, как её отец, легендарный русский шансонье Александр Вертинский вернулся в СССР из продолжительной эмиграции. Ещё в китайском Харбине Вертинский познакомился с будущей женой – красавицей Лидией Циргвава, актрисой и художником. Там же, в Китае, родилась старшая сестра Анастасии – Марианна, тоже ставшая известной актрисой.

Немолодой человек с подорванным здоровьем, Вертинский обожал своих девочек, всячески баловал их, посвятил им лирическую песню «Доченьки». А доченьки все детские годы дрались за его внимание – причём, обычно побеждала младшая Настя. Они смутно догадывались, что взрослеть им придётся уже без его участия…

Когда отец умер, Марианне исполнилось тринадцать, Анастасии двенадцать. Всё же Вертинский успел дать дочерям блестящее начальное образование, привил им любовь к искусствам, воспитал в них такие качества как прилежность и целеустремлённость, приучил не бояться трудностей и, если надо, смело плыть против течения, невзирая на мнение толпы.

Сначала Настя хотела стать балериной, потом увлеклась иностранными языками. Но судьбоносным для Вертинской стал 1961 год, когда она отважилась прийти на пробы к Александру Птушко, у которого в «Садко» снималась её мать, Лидия Вертинская. Пришла Настя в спортивном костюмчике и со смешной стрижкой «под горшок», режиссёр принял её лишь из-за уважения к фамилии, надел на неё парик, попросил разыграть одну сцену, другую… И Вертинская получила роль – мастеру удалось разглядеть в угловатой и несуразной пацанке нежную и трепетную Ассоль, мечтающую о большой любви и готовую ждать своего героя хоть всю жизнь. Конечно, Настя тогда ещё ничего не умела, не так двигалась, не то говорила, но покорила всю съёмочную группу необыкновенной, какой-то неземной харизмой.

Слава о задорной, обаятельной и симпатичной девчушке быстро распространилась среди кинематографистов. В том же году, помимо «Алых парусов», на экраны вышла лента «Человек-амфибия», где Настя сыграла Гуттиэре. И хотя оба фильма стали лидерами отечественного проката и предопределили развитие карьеры Вертинской, сейчас о своих дебютных работах актриса вспоминает неохотно – внезапно обрушившаяся популярность доставляла ей массу бытовых проблем и неудобств.

Сумасшедший успех «Алых парусов» и «Человека-амфибии» едва не сломил девушку-подростка. Никаких баснословных гонораров в то время актёрам не платили, бронированных лимузинов с телохранителями не предоставляли. Настя по-прежнему ездила в трамвае и ходила в обычную булочную, а там тётки-продавщицы кричали друг другу: «Вон, смотри, Амфибия пришла!». Все кому не лень лезли пообщаться, предлагали выпить, приглашали на свидание.

Вслед за старшей сестрой Настя поступила в Щукинское училище. Строгие педагоги не делали всенародной любимице никаких поблажек, учебная рутина давалась своенравной и неуступчивой юной «звёздочке» с колоссальным трудом. Обуздать творческую индивидуальность Вертинской, похоже, так никому и не удалось – к счастью. Во время учёбы Анастасия вновь блеснула в кино – в картине Григория Козинцева «Гамлет» она сыграла Офелию. Фильм собрал гору престижных международных призов, открыл миру Иннокентия Смоктуновского, а Вертинскую восторженные западные журналисты прозвали «русской Вивьен Ли».

И в институте Настю не оставляли в покое слишком уж преданные поклонники и остервеневшие завистники. Однажды ей бросили в глаза песок, чудом не лишив зрения, другой раз чуть не зарезали прямо в аудитории. А сестра Марианна познакомила её с братом своего жениха – мол, будем дружить семьями. Увидев Настю, парень потерял голову, ухаживал страстно, с шиком, на каждом углу ввязывался в драку, чтобы лишний раз защитить свою избранницу, и даже предложение руки и сердца сделал, повиснув на балконе и едва не сорвавшись вниз. Звали того пылкого кавалера Никитой Михалковым – ну как такому отказать!

В 1966 году у Михалкова и Вертинской родился сын Степан, а через четыре года супруги развелись. Никита настаивал, чтобы жена всё внимание уделяла семье. Анастасия в свою очередь совершенно не желала становиться домохозяйкой, она стремилась к независимости и жаждала интересной работы.

Вертинская – самая «классическая» наша актриса. В том смысле, что почти все её героини вышли из-под пера русских и зарубежных классиков – Толстого, Чехова, Шекспира, Мольера. Из прочих ролей сама Анастасия Александровна отмечает работу в военной мелодраме «Случай с Полынином» (1970) – там она сыграла актрису из концертно-полевой бригады, влюбившуюся в офицера (О. Ефремов).

Знаковой для актрисы стала роль Моны в картине Михаила Козакова «Безымянная звезда» (1978). Изнеженная столичная содержанка волею судьбы попадает в провинциальный городок, где от скуки заводит романчик с местным учителем – скромным, наивным и благородным человеком. Трагизм в том, что несчастной Моне попросту не дано понять, что такое настоящая любовь. Позже Вертинская разовьёт образ Моны в роли булгаковской Маргариты, но уже по велению любви взлетит вместе с ней высоко-высоко в ночное небо.

Как и большинство советских актёров, Вертинская трудилась на «двух фронтах» – в театре (сначала в «Современнике», потом во МХАТе) и в кино. При всём недюжинном самобытном таланте в молодые и зрелые годы Вертинскую снимали обидно мало. Что легко объяснимо – с такой несоветской (даже антисоветской) внешностью и вопиющим аристократизмом кроме как графинь и принцесс она играть никого не могла. А основополагающим жанром искусства того времени был, как известно, соцреализм со всеми его ткачихами и поварихами. Сейчас Вертинскую – за её природную женственность, утончённость, грациозность, загадочность, ранимость, и в то же время решительность, твёрдость и высочайшую самоорганизацию – вполне можно назвать иконой стиля. Тогда же актрису откровенно зажимали и даже подозревали в нелояльности к режиму.

В годы перестройки, открывшей людям творческих профессий новые горизонты, Вертинская ушла из театра и пустилась в свободное плавание. Более десяти лет она преподавала в Оксфорде, но не забывала и о России. Она написала и поставила пьесу «Мираж, или Дорога русского Пьеро», приурочив её к 100-летию со дня рождения Александра Вертинского, и сама предстала в образе отца, возвратившегося на родину в гриме грустного клоуна.

В 1994 году Юрий Кара приступил к постановке романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». На роль Маргариты пробовались Елена Майорова, Анна Самохина, Вера Сотникова, Ирина Алфёрова, но режиссёр предпочёл Вертинскую: «У неё благородство, порода, кровь…». Никакой компьютерной графики тогда ещё не было, сцена ночного полёта оказалась наиболее опасной – актрису прикрепили тросами к вёртолёту, а за два дня до съёмок она ничего не ела. На площадке постоянно случались необъяснимые казусы, провалы и проколы – можно списать всё на чертовщину, а можно на общую социально-экономическую неразбериху в стране, довлеющую над полумёртвой отечественной киноиндустрией. Так или иначе, путь картины к массовому зрителю занял долгие семнадцать лет, и в результате нам показали красиво упакованный, но недопечённый полуфабрикат.

Просмотрев отснятый материал, Вертинская устроила скандал – потребовала вырезать сцены, где она снималась обнажённой. Особенно ей не понравились кадры, в которых Маргариту обливают кровью. Тогда это выглядело банальным «звёздным» капризом – ведь раздеваться-то перед камерой Вертинская согласилась. Кара оставил все пикантные сцены (в 90-х эротика была в моде) и вместо голоса Вертинской наложил кваканье лягушек. В наше время, когда фильм всё-таки вышел на экраны, поражаешься мудрости и прозорливости актрисы – ключевой эпизод фильма, бал сатаны, язвительные критики нового поколения не без оснований назвали «магазином женского мяса».

Но всё это околокиношная мишура. В отличие от других актрис, игравших Маргариту в кино и на сцене, Вертинской удалось, пожалуй, главное – воплотить образ той Маргариты, которая действительно могла жить в Москве 20-30-х годов. Вообще, Вертинская – непревзойдённый мастер по части передачи духа той эпохи, в которой существуют её героини – вспомнить хотя бы средневековую Офелию, ренессансную Оливию, салонную Лизу Болконскую («Маленькую княгиню») или модерновую Мону.

Привыкшая к роскоши советская аристократка, избалованная и манерная, ищет хоть каких-либо приключений, чтобы развеяться. Дерзкая интрижка со случайным прохожим, голодранцем и писателем-неудачником, вдруг перерастает в доселе неведомое чувство, название которому – абсолютная, безусловная любовь. Любовь безо всяких оговорок и взаиморасчётов, любовь безудержная и всепоглощающая, выворачивающая наизнанку, не терпящая фальши, подлости и лицемерия, любовь, сметающая любые преграды. Два первозданных женских начала просыпаются и восстают в Маргарите – начало тёмное, подлунное, ведьмовское, яростно обрушивающееся на головы тех, кто порочит любовь, и начало светлое, святое, вершина альтруизма и самопожертвования.

На рубеже веков Вертинская исполнила роль Атаманши в странноватом проекте «Бременские музыканты & Co», режиссёрском дебюте Александра Абдулова, снялась в рекламе офтальмологической клиники, вела на телевидении авторские программы «Золотое сечение» и «Другие берега», сыграла Элизу в антрепризном спектакле по мотивам «Пигмалиона» Б. Шоу. В середине нулевых Народная артистка РСФСР Анастасия Вертинская объявила о прекращении артистической деятельности. При этом она произнесла сакраментальную фразу, которую нынче цитируют многие возрастные актрисы, исчезнувшие с больших и «голубых» экранов: «Не хочу играть маму киллера».

Но на покой Анастасия Александровна не ушла – наоборот, она полна сил и новых замыслов. Вертинская руководит благотворительным фондом, пишет книги. Она – признанный знаток русской и грузинской кухни, работает консультантом у сына Степана, известного ресторатора. Ну а своей главной миссией Анастасия Александровна считает поиск и восстановление записей песен отца.

Вертинская не скрывает, что прибегала к помощи пластических хирургов – зачем попусту кокетничать, ведь результат-то на лице. А вот роскошная фигура у неё от бога – со спортом Анастасия Александровна не дружит, хотя за здоровьем следит – бросила курить, воздерживается от тяжёлой и вредной пищи.

О личной жизни и былых увлечениях актриса говорить не любит. По её признанию, замужем она была лишь однажды – за Михалковым. Гражданские браки с певцом Александром Градским, музыкантом Павлом Слободкиным и балетмейстером Борисом Эйфманом называет «союзами», которые большого следа в её жизни не оставили. Отношения с Владимиром Кореневым, Михаилом Козаковым, Александром Калягиным обсуждать отказывается. Роман с Олегом Ефремовым, наставником на сцене и за её пределами, Вертинская не отрицает, но о свадьбе не могло быть и речи – жить под одной крышей с пьющим человеком, пусть даже гением, она бы не сумела. И вообще она не создана для брака в общепринятом понимании этого слова. Её теперешняя семья – это мама, сестра, сын и обожаемые внуки, которые зовут её Наной, ни в коем случае не бабушкой. Правда, видится с роднёй она нечасто – всё дела да заботы.

На вопрос об одиночестве Вертинская лишь пожимает плечами и выдаёт ещё одну крылатую фразу: «От одиночества мучаются те, у кого в голове пустота. Для творческого человека одиночество – это целая галактика».

И она – в центре этой галактики, звезда отнюдь не безымянная, а по имени Настя. Настя Вертинская, дочь великого Пьеро, который наверняка бы ею гордился.

 

Роман ШИРОКОВ