Главная Статьи Увлечения Картина маслом
Картина маслом

Онлайновый журнал «Суперстиль» №67/2012.

 

КАРТИНА МАСЛОМ

Как выбрать курсы живописи?

В наш прагматичный, технократический век многие мечтают реализовать скрытый творческий потенциал, открыть в себе новые таланты, отвлечься от повседневных забот, отдохнуть и расслабиться с помощью увлекательного хобби, поделиться с окружающими своим уникальным мироощущением.

Для граждан с непреодолимой тягой к искусству открыты самые разнообразные школы, кружки и студии. Есть курсы батика, росписи бутылок и кухонных досок, компьютерной графики, есть даже курсы граффити и боди-арта. Но наибольшей популярностью и сегодня пользуется старая добрая живопись.

Вы уже приобрели изысканный бархатный берет и придумали уйму интересных сюжетов для будущих шедевров. Дело за малым – научиться рисовать. Как же выбрать оптимальную образовательную программу, с чего начинать, в каком направлении двигаться?

Все художественные курсы бывают долгосрочными и краткосрочными (экспресс-курсы). Ваш выбор зависит от вашей готовности посвятить несколько недель, месяцев, лет, а то и всю жизнь творческому развитию и самосовершенствованию. Для чего вам нужно рисование? Чего хотите достичь? Насколько глубоко вы собираетесь погрузиться в мир изобразительного искусства?

Экспресс-курсы. Конечно, вы взрослый разумный человек, и заманчивые объявления из серии «Мы научим вас рисовать за шесть уроков!» должны вас рассмешить. Но это не значит, что экспресс-курсы, обычно состоящие из 6-8 занятий, не имеют права на существование. Они рассчитаны на тех, кто абсолютно не умеет рисовать, но хочет разобраться, в чём заключается суть ремесла. Ваша цель – в сжатые сроки получить как можно больше информации, уяснить азы изобразительного искусства и по возможности опробовать самые разные техники – карандаш, уголь, пастель, сангину, соус, акварель, тушь, гуашь, темперу, акрил, масло… Лишь хорошенько вымазавшись и заляпавшись, вы сможете почувствовать себя настоящим художником, пусть и начинающим. Экспресс-курсы, на которых преподают основы композиции и цветоведения, послужат неплохим подспорьем и тем, кто осваивает профессии дизайнера по интерьеру, флориста, стилиста.

Хватайте преподавателя за рукав, рвите его на части, терзайте, пытайте, задавайте ему самые нелепые и идиотские вопросы. Как организовать рабочее место у себя дома? Какие бывают карандаши? Чем кисточка из белки отличается от кисточки из пони? Какой тип бумаги подойдёт для набросков? Как аккуратно стереть акварель, когда она предательски растекается по всему листу? Как строить линейную перспективу? Что такое рефлекс и почему он так важен? Так что помимо карандашей и красок, не забудьте прихватить на занятия блокнот и ручку – записывайте, записывайте всё, что вас интересует. Живое слово опытного педагога, наблюдение за его приёмами всегда действует эффективнее любого учебника, пусть даже самого толкового.

Ознакомившись с предметом, вы потом сможете лучше ориентироваться при выборе более серьёзных курсов, где готовят продвинутых любителей, порой не уступающих в мастерстве выпускникам художественных вузов.

Долгосрочные курсы. Такие курсы могут длиться и год, и два, и три, а иногда срок обучения вообще не ограничен. Программа составлена таким образом, что ученик овладевает навыками изобразительного искусства постепенно. Первая ступень всегда и везде – академический карандашный рисунок, от простейших натюрмортов до относительно сложных пейзажей. Потом добавляются краски – акварель, гуашь, акрил, масло. На высших ступенях идёт работа над портретом – части гипсовой головы, вся голова, скелет, экорше (фигура без кожи, с обнажёнными мышцами и сухожилиями), рисование с натуры… То есть прежде чем вы усадите в кресло любимую бабушку, а сами подойдёте к мольберту и взмахнёте кистью, словно волшебной палочкой, вам придётся простым карандашом нарисовать сотню-другую однотипных яблок. Добившись идеального результата, можно переходить к грушам. (Шутка.)

Долгосрочные курсы подразделяются на две категории. На одних таких курсах занятия начинаются в сентябре-октябре, все обучаются «с нуля», все рисуют одно и то же, преподаватель даёт общие указания всем ученикам. На других курсах полная вольница – в одной группе собираются ученики разных уровней подготовки, каждый начинает и продолжает обучение в удобное для себя время, каждому ученику преподаватель составляет индивидуальный учебный план. У этой методики есть как свои несомненные плюсы, так и минусы, главный из которых – если занятие длится два с половиной часа, а в группе десять человек, то лично вам преподаватель сможет уделить не более пятнадцати минут, а на деле – минут пять-семь.

Так что если финансы позволяют, а толкаться в тесной мастерской и ждать, пока маэстро соизволит подойти и подсказать, совершенно не хочется, то можно не мудрить и нанять частного преподавателя, который будет заниматься только с вами. Хотя и такое образование не без изъянов – ведь по ходу учёбы вам будет не с кем сравнивать свои работы, вы не сможете учиться на чужих ошибках, не прочувствуете духа состязательности как важнейшего стимула к любой деятельности, даже такой интимной, как творчество.

Время от времени знаменитые художники устраивают тематические мастер-классы при студиях и галереях – можно записаться и на мастер-классы. Наконец, существуют всевозможные клубы рисовальщиков – участники платят за вход и, скажем, делают наброски обнажённой человеческой натуры. Но подобные мероприятия всё-таки предназначены для сознательной и искушённой публики, уже приобретшей определённые навыки, – там не принято спрашивать у почтенного живописца, что такое лессировка, и приветствовать разоблачившихся натурщиков застенчивыми или, наоборот, плотоядными улыбочками.

Домашние задания, независимо от выбранных вами курсов и обучающих программ, лучше выполнять, и рисовать хотя бы по часу в день, чтобы навострить глаз и набить руку. Если ваше семьдесят восьмое по счёту яблоко всё равно похоже на кособокую картофелину – не отчаивайтесь, вы же учитесь. Чтобы вы ни нарисовали, обязательно покажите своё творение преподавателю – пусть он детально его проанализирует и укажет на все ваши ошибки. Если выяснится, что кто-то нарисовал на «пять с плюсом», а вы на «три с минусом», опять-таки не расстраивайтесь. Наверняка сей отличник уже где-то учился, а на курсы пришёл, чтобы встретить вторую половинку, или он поднимает самооценку, или живёт в соседнем доме и по вечерам мается от скуки и одиночества.

Кстати, помимо собственно рисования, вы тоже можете заняться решением психологических проблем или расширить круг общения. В таком случае, выбирайте курсы с перерывами-переменами, с совместным выездом на пленер и посещением художественных выставок, а если в одном здании с мастерской расположено какое-нибудь уютное кафе, то будет совсем хорошо. Есть отдельные курсы рисования с психотерапевтическим уклоном (арт-терапия, правополушарное рисование), к ним относятся и модные нынче школы китайской живописи У-Син (перенос на бумагу энергетических потоков и отображение сиюминутных эмоций).

В какой-то момент каждый ученик, почувствовав уверенность в своих силах, начнёт склоняться к тому или иному жанру и стилю. Один захочет рисовать животных, другой – морские парусники, третий – осенние пасторали, четвёртый сосредоточится на величественных портретах маслом, пятый попытается перевернуть мир смелыми авангардистскими проектами… Это естественно и вполне понятно – каждый волен рисовать то, что у него лучше всего получается и к чему лежит душа. Но не спешите! Сначала овладейте всеми техниками, пройдите классическую школу, и лишь потом гордо объявляйте себя анималистом, маринистом или импрессионистом. Даже заядлые приверженцы абстрактной живописи, о чьих картинах обыватели часто говорят: «Я в детском саду и то лучше рисовал», при желании могут без труда написать что-нибудь «под Рембрандта» или «под Рафаэля».

Вы сами себе творец. Смело берите в руку карандаш, мелок, перо, кисть и – творите! И всё у вас получится.

Роман ШИРОКОВ