Главная Статьи Вокруг кино Как в кино
Как в кино

Онлайновый журнал «Суперстиль» №163/2012.

 

КАК В КИНО

Подражание кумирам

Кинематограф – искусство массовое, поэтому ещё на его заре звёзды экрана становились кумирами миллионов. Им, небожителям, хотелось подражать во всём – в одежде, причёсках, манерах. Взять актрис немого кино – Мэри Пикфорд или нашу Веру Холодную. Губы куриной жопкой, ярко накрашенные глаза, которыми, вкупе с обязательным заламыванием рук, надлежало "стрелять" во все стороны, изображая роковую страсть – смех смехом, но сколько у них было последовательниц!

Звук лишил "великого немого" всей его прелестной наивности, зато выдвинул на авансцену новых кумиров. В 30-е годы советским гражданкам полагалось подражать героиням Орловой, Серовой, Ладыниной и Окуневской. После войны в СССР стали прокатываться трофейные и союзнические ленты, и зрительницы открыли для себя имена Вивьен Ли, Дины Дурбин, Греты Гарбо, Марлен Дитрих. Это были роскошные женщины, да вот только копировать их стиль было не только проблематично, но и опасно – сталинский "железный занавес" приподнялся очень ненадолго…

Но прорыв всё-таки наступил. В 1959 году на экраны СССР вышла фривольная французская комедия с антифашистской фабулой "Бабетта идёт на войну", главную роль в которой исполнила Бриджит Бардо. Что тут началось! Советские женщины принялись штурмовать парикмахерские с требованием сделать им причёску, "как у той блондинки из кино". Загвоздка состояла в том, что в прейскурантах такой причёски не значилось. Мастера ножниц и плоек всё же быстро смекнули, чего от них хотят клиентки, и придумали нечто вроде "высокой укладки с локонами"; в народе же на целое десятилетие укоренилось другое название, игривое и всем понятное: "бабетка". А потом у нас показали "В джазе только девушки" с Мэрилин Монро, и из аптек стала исчезать перекись водорода.

Вообще, благодаря прокату зарубежных фильмов наши женщины могли получать хоть какое представление о том, что происходит в мире моды на Западе. "Идеологически чуждые" модные журналы у нас не продавались и были доступны лишь крайне узкому кругу избранных. Модельеры, портные, нелегалы-цеховики и просто модницы и рукодельницы приходили в кинотеатры не только ради "важнейшего из искусств". Два-три просмотра, и эскиз платья как у Катрин Денёв, Симоны Синьоре или Клаудии Кардинале готов.

Влиял кинематограф и на мужскую моду. Например, кожаная куртка долгие годы считалась лишь предметом экипировки лётчиков или шофёров. После выхода в 1953 году культовой ленты "Дикарь", в которой герой Марлона Брандо гонял на мотоцикле в кожаной куртке, да и вообще почти не снимал её ни при каких обстоятельствах, кожанки вошли в повседневный гардероб многих американских мужчин. Позже эта мода докатилась и до нашей страны – благо, в те годы все советские парни мечтали стать геологами или альпинистами, которые, как известно, щеголяли исключительно в кожаных куртках (см. фильм "Вертикаль").

Наиболее активно своим экранным кумирам подражают дети и подростки, что естественно. Взрослые читательницы наверняка вспомнят массовый детский психоз вокруг фильма "Пираты ХХ века" (1979 г.) и повальное увлечение карате. А в эпоху видеобума подростки наводнили "качалки", чтобы их мускулатура хотя бы отдалённо напоминала бицепсы Сталлоне и Шварценеггера.

 

Иногда киногерои дают с экрана вполне дельные советы. Например, героиня Джулии Робертс из фильма "Красотка" научила весь мир, как можно "подлатать" старые сапожки – просто взять фломастер и закрасить потёртые участки. А профессор Преображенский из "Собачьего сердца" читает целую лекцию об оптимальной крепости водки и закусках.

Даже сейчас, в эпоху информационных технологий, позволяющих одним кликом мышки приобщиться к миру моды, а то и вовсе смоделировать себе виртуальный наряд или причёску, кинематограф продолжает задавать тон модным тенденциям и трендам. Так, в самом начале нового века, не без влияния фантазийных киносаг "Гарри Поттер" и "Властелин колец", полки обувных магазинов были завалены остроносыми "колдовскими" туфлями.


Роман ШИРОКОВ