Главная Статьи Мода и стиль Сучок с задоринкой
Сучок с задоринкой

Онлайновый журнал «Суперстиль» №198/2012.

 

СУЧОК С ЗАДОРИНКОЙ

Вешалка

Казалось бы, что может быть проще вешалки? Но это прозаическое и обыденное приспособление для хранения одежды имеет свою интересную историю. Вешалка может служить стильным украшением интерьера, указывать на социальный статус хозяина и даже создавать определённое настроение. Недаром великий и мудрый Станиславский говорил, что театр начинается именно с вешалки.

Первой, ещё доисторической вешалкой был сук дерева, на котором гомо сапиенсы сушили шкуры убитых зверей. Современные вешалки бывают настенными, напольными, передвижными, переносными, комбинированными, и порой поражают воображение смелыми и оригинальными дизайнерскими решениями. Настенные вешалки появились вместе с человеческими жилищами. Вбил в стену гвоздь – вот тебе и вешалка. Сейчас в наших прихожих висят крючки самых разных форм и модификаций, как правило, объединённых общей панелью.

Заветная мечта каждого мужчины – украсить стену вешалкой из оленьих рогов, чтобы типовая городская квартира хотя бы отдалённо напоминала рыцарский замок. При этом «рыцарь» всё равно будут вешать рубашки и свитера на спинку стула, и бороться с этим бесполезно. Женщины предпочитают компактные шкафчики со встроенной панелью крючков, которые по аналогии с местом установки называются прихожими. И чтоб было зеркало в полный рост! Домашние напольные вешалки – вешала, стендеры, стойки с разветвлённой системой крючков – тоже обычно размещаются при входе. Как и в случае с оленьими рогами, наиболее романтично смотрятся «природные» вешала, сделанные из художественно искривившихся стволов деревьев.

Путешествуем по квартире дальше, переходим из коридора в комнату – а там платяной шкаф. Каждая уважающая себя женщина проводит перед ним несколько лет жизни, ища ответ на главный женский вопрос: «Что бы надеть?». В фильмах про богатых и знаменитых часто присутствует эффектная сцена – героиня решает переодеться к вечеру, открывает шкаф и выкатывает длиннющую вешалку с полусотней выходных платьев самых разных фасонов. И опять-таки сталкивается с мучительным выбором…

Передвижные вешалки на колёсиках используются преимущественно в гостиницах и ателье. А в химчистках установлены сложные машины-конвейеры, хорошо знакомые нам с детства – строгая приёмщица нажимает волшебную кнопку, и запаянные в полиэтилен куртки, брюки и пиджаки едут по причудливой «кишке» сверху вниз. По такому же принципу действует вешалка для галстуков – к стене крепится миниатюрная крутящаяся «тарелка» на батарейках. «Тарелка» оснащена лампочками – джентльмен может переключать режимы подсветки и оценивать, как тот или иной галстук будет выглядеть на солнечном свете, при вечернем освещении, в интимном полумраке. Публичное помещение с рядами вешалок называется гардеробом. Профессия хранителя плащей и манто – гардеробщика – в советские годы была престижной и весьма доходной («Не забудьте бросить дяде пятачок»). Прийти с улицы и устроиться гардеробщиком в элитный ресторан было невозможно – требовался серьёзный блат и ворох рекомендаций. Нередко гардеробщики были тесно связаны с уголовным миром – «работали» информаторами и наводчиками, организовывали воровские сходки, приторговывали краденным.

Лёгкая и тонкая металлическая вешалка-«плечики» была изобретена совершенно случайно – как и большинство гениальных открытий. В 1903 году служащий американской проволочной компании Альберт Паркхаус, придя на работу, не нашёл свободного крючка для одежды. Чтобы не мять новое и дорогое пальто, он согнул из проволоки нехитрую конструкцию, которую можно было цеплять хоть за верхний край приотворенной двери, хоть за оконный карниз. Увы, вскоре безобидная вещица стала использоваться не только по прямому назначению. С помощью проволочной вешалки в США практиковались подпольные аборты. Феминистки, требовавшие легализации абортов, приносили на митинги вешалки, на которые были нанизаны фотографии женщин, погибших в результате столь чудовищной операции. Позже к «плечикам» стали приделывать всевозможные зажимы, прищёпки, крючочки. Вешалки стали делать не только из проволоки, но и из дерева – когда с них слезал лак, они дырявили одежду, а люди занозили пальцы. Последние десятилетия чаще используются пластмассовые «плечики», дешёвые, практичные и безопасные.

Венец вешалочного искусства – манекен, копия человека или его отдельных частей тела (торса, бюста). В переводе с голландского mannekijn – «человечек», «карлик», «болванчик». Манекены подразделяются на три вида – портняжные (тренога с торсом), демонстрационные (такие обычно выставляются в витринах магазинов и порой являют собой настоящие шедевры под стать скульптурам) и человекообразные, изготовленные с соблюдением анатомических подробностей (знаменитый Иван Иваныч, летавший в космос перед Гагариным). Манекены привычного для нас вида стали повсеместно использоваться с XVIII века, однако ещё в Древнем Египте и Древнем Риме портные лепили из глины человеческие фигуры, чтобы заказчики смогли представить, как на них будут выглядеть разные предметы одежды. Смастерить элементарный манекен по собственному образу и подобию с помощью скотча и монтажной пены вполне по силам любой женщине, которая обшивает себя сама. В фэшн-индустрии принят особый жаргон. Подиум называют «языком», одежду – «шмотьём», а манекенщиц – «вешалками», намекая не только на их род занятий, но и на патологическую худобу. Всё правильно – зрители модных показов не должны отвлекаться на пышные и притягательные женские формы, поэтому модельеры нарочно подбирают девушек с комплекцией «кожа да кости». Жаль, что многие обычные девушки никак не могут понять, что подражать манекенщицам и истощать себя сверхжёсткими диетами – по меньшей мере глупо, не говоря уж о вреде, который наносится организму.

Главное – не сама вешалка и даже не то, что на ней висит, а обладатель того или иного платья или костюма. Да, встречают по одёжке, опрятной и гладкой, но провожают всё-таки по уму. Или по внутренней красоте, отсутствие которой не прикроешь никакими роскошными нарядами.

Роман ШИРОКОВ