Главная Статьи Вокруг кино Позвольте отрекомендоваться
Позвольте отрекомендоваться

Онлайновый журнал «Суперстиль» №221/2012.

 

ПОЗВОЛЬТЕ ОТРЕКОМЕНДОВАТЬСЯ

Приветствия в кино

Казалось бы, что может быть особенного в экранных приветствиях. Ну, поздоровались герои друг с другом, а всё самое важное и интересное начинается дальше – по мере развития их отношений возникает одна драматическая ситуация, другая, третья… Но приветствие – это как хорошее начало, что полдела откачало. Благодаря словам или манере, с помощью которых один персонаж обращается к другому, мы можем сразу составить о нём представление – из какой среды он вышел, искренен он или лжив, умный или дурак, добрый или злой. А ещё приветствие – коротенькая фраза или жест – характеризует время действия фильма или время, в которое он был снят.

Как меняется наш образ жизни, вкусы и предпочтения, так меняется и мода на приветствия – что, несомненно, отображается в кинематографе. Фольклорные и сленговые приветствия постоянно проскакивают в комедиях: «Здрав будь, боярин!» («Иван Васильевич меняет профессию»), «Физкукульт-привет!» («Джентльмены удачи»). В 60-70-е в СССР неофициально царила пижонская и подчас курьёзная мода на всё заграничное, отсюда такие перлы, как «Хелло. Общежитие слушает» («Москва слезам не верит») или «Чао-какао» («Большое космическое путешествие», «Родня»). Не пройдём и мимо сцены из «Бриллиантовой руки»: герой Миронова пытается поцеловать ручку героини Светличной со словами «Бонжур, мадам!», а та треплет его по щеке: «Салют, мальчик!» На Западе были свои тенденции. Героиня фантастического фильма-клипа «Барбарелла», снятого Роже Вадимом в расцвет эпохи хиппи, всех без исключения приветствовала возгласом «Любовь!».

Бывает, наоборот, цитата из фильма становится фольклором: «О, звезда моих очей!» («Старик Хоттабыч»), «Барбамбия. Киргуду» («Кавказская пленница»), «Очень приятно, царь» («Иван Васильевич меняет профессию»), «Я вас приветствую категорически» («Чудак-человек»), «Свирид Петрович Голохвастов собственной персоной» («За двумя зайцами»), «Позвольте отрекомендоваться: поручик Ржевский» – и тут ещё надо было эффектно стукнуть каблуком о каблук («Гусарская баллада»). Ну и легендарное «Ку-у-у!» из «Кин-дза-дзы» – самые отчаянные шалопаи середины 80-х приседали и хлопали себя по щекам при виде милицейской машины с мигалкой, и часто эта же машина отвозила их в отделение.

В наше время основную массу крылатых фраз поставляет телевизионная реклама. Ну и пусть – всё равно кино интересно, прежде всего, действием. Во многих кинокомедиях с помощью жестов смешно обыгрываются разные неординарные приветствия. Гениальный Чаплин в ленте «Великий диктатор» вдоволь посмеялся над фашистским приветствием: сначала Гитлер делает «зиг хайль», а Муссолини протягивает руку для пожатия. Увидев это, Гитлер протягивает руку, но теперь уже Муссолини делает «хайль». И так до бесконечности… А в итальянской сатирической комедии «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» с участием Адриано Челентано объясняется происхождение нацистской зиги: Гитлер поднял руку, чтобы проверить, не идёт ли дождь, а его приспешники-подхалимы скопировали жест и стали так здороваться. Главарям мафии принято целовать руку – об этом мы узнали, посмотрев «Крёстного отца». А горе-киллер из старой хулиганской комедии «Молодость. Больница. Любовь» сперва чмокал своих жертв в носик.

Было время, среди советской детворы были безумно популярны фильмы про индейцев, в которых играл Гойко Митич. Мужественные и лаконичные коренные американцы приветствовали друг друга поднятой рукой и резким «Хук!» на выдохе. Традиции и обряды разных народов обязательно украшают приключенческие фильмы, чей сюжет разворачивается в экзотических странах и удалённых регионах. Житель амазонских джунглей из ленты «Ягуар» вместо здрасьте хватал нового знакомого за нос. Когда герой Джима Керри из фильма «Эйс Вентура: Зов природы» приехал в сердце Чёрной Африки, вождь местного племени смачно плюнул ему прямо в лицо. И это не просто грубоватая шутка авторов фильма – среди ряда африканских племён действительно так принято встречать дорогих гостей. Антонио Бандерас, играя арабского принца в картине «Тринадцатый воин», изящно приветствовал викингов-скандинавов по-восточному: ладонь к губам, затем ко лбу, к сердцу и, наконец, поклон. А Владислав Дворжецкий в образе Капитана Немо здоровался по-индийски – кланялся, скрестив руки на груди.

Приветствуют друг друга и воины перед поединком. Как, например, герои фантастической эпопеи «Звёздные войны» – светящийся меч поднимался вверх, потом резко опускался вниз, прочерчивая в воздухе букву Х. Завораживающее зрелище. Уметь отдавать воинскую честь – важная наука. Молодые разгильдяи из французской комик-труппы «Шарло», попав в армию, никак не могли, да и не хотели привести себя в порядок («Новобранцы идут на войну»). У нас над честью глумиться было не принято. Разве что… «Первый отряд, берите пример со второго отряда!» И в пионерском салюте синхронно вздымаются десятки детских рук («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»). В эпоху Возрождения в дворянском этикете была разработана сложная, многоступенчатая система приветствий, уморительно спародированная в нашей экранизации пьесы Лопе де Вега «Собака на сене». И там же знаменитое «Целую ноги» – вот так кавалеры должны были обращаться к дамам. Простые граждане всегда и везде вели себя развязно и фамильярно, иначе говоря, демократично. Неотёсанный ковбой так сильно хлопнул по плечу утончённого европейского монарха, что тот аж закачался («Приключения принца Флоризеля»). И впрямь, раскланиваться – слишком чопорно, а просто пожимать друг другу руки – банально. Герой Джеймса Белуши из фильма «Как разобраться с делами», сбежавший из тюрьмы жулик, учил своего нового друга, благообразного яппи, здороваться по-уличному: каждый выставляет ладонь, поочередно хлопает по ладони собеседника, потом оба делают из кисти руки «уточку» и ею трясут. Тот же жулик, здороваясь с важным бизнесменом из Японии, едва в поклоне не столкнулся с ним лбом. Хлопать по ладоням, по-боксёрски тыкать друг в друга кулаками и т.п. обожают афроамериканцы – как это показано в комедиях братьев Уэйнсов («Очень страшное кино», «Не грози Южному Централу»).

Самое загадочное и экстравагантное приветствие изобразила девушка в красном из полнометражного фильма Дэвида Линча «Твин Пикс: Сквозь огонь». Как выяснилось позже, в её ужимках и раскачиваниях таилась зашифрованная информация для агентов ФБР. Ну а в фильмах Андрея Тарковского герои вообще друг друга не приветствуют – без всяких прелюдий и формальностей переходят к философской беседе или экзистенциальному спору.

Ну а король жестов приветствия и симпатии – это, конечно, поцелуй. Без него не обходится ни одна мелодрама и романтическая комедия. Больше всего поцелуев было зафиксировано в ленте 1926-го года «Дон Жуан», а играл великого любовника Джон Бэрримор, дедушка Дрю Бэрримор. Самый долгий кинематографический поцелуй длился 185 секунд (более трёх минут!), и случился он в картине «Ты теперь в армии», которая вышла на экраны более ста лет назад – в 1910-м (целовались «звёзды» немого кино Реджис Туми и Джейн Уаймэн). А вы говорите, в нынешнем кинематографе слишком много всяких откровенностей…

Роман ШИРОКОВ