Главная Статьи Вокруг кино 31 июня
31 июня

Онлайновый журнал «Суперстиль» №117/2013.

 

31 ИЮНЯ

История фильма, история страны

Сегодня 1 июля. А может, 31 июня? О том, что есть такой день в календаре всех, кто верит в любовь, мы узнали благодаря замечательному фильму, светлому и радостному, и в тоже время грустному – слишком уж тернист был его путь к зрителю. Даже сейчас, спустя много лет, живя, по сути, в другой стране, поражаешься накалу страстей, бушевавших за кадром этой милой музыкальной мелодрамы, тому, как ломались судьбы талантливых людей, как покорно и привычно мы воспринимали творящийся вокруг нас абсурд и кошмар…

В конце 70-х режиссёр Леонид Квинихидзе решил экранизировать модернистскую сказку Дж.-Б. Пристли «31 июня. Повесть о верной любви, предприимчивости и прогрессе в век короля Артура и в век атома». Существенно переработав исходный материал, Квинихидзе задумал снять красочную и воздушную музыкально-танцевальную феерию, несмотря на то, что половина действия разворачивается в мрачном Средневековье, а другая половина – на проклятом Западе, который будет продолжать загнивать и в XXI веке.

Друзья и коллеги отговаривали Квинихидзе – он уже сполна получил от чиновников Минкульта за фривольные водевили «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки», а тут назревает очередная клубника в шоколаде. А уж связываться с балерунами и балеринами, которые спят и видят, как бы поскорее удрать из социалистического рая – вообще гиблое дело. Но режиссёр был непреклонен. В компанию к драматическим актёрам – главному супермену и ловеласу Страны Советов Николаю Ерёменко-младшему, колоритному Владимиру Этушу, интеллигенту с подвохом Игорю Ясуловичу и Владимиру Зельдину, который уже тогда числился патриархом – он пригласил супругов Александра Годунова и Людмилу Власову из Большого театра и юную приму Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталью Трубникову. Чутьё не подвело мастера – каждый из актёров идеально вписался в роль, «драматические» и «балетные» ничуть не мешали друг другу, и в результате получилась пронзительная сентиментальная картина о добре, счастье и любви со щедрым вкраплением искромётных балетных номеров.

Телевизионная премьера «31 июня» состоялась… 31 декабря 1978 года. Зрители пришли в полный восторг, а вот критики буквально истёрли безобидный мюзикл в порошок – особенно их возмутили откровенные наряды артисток кордебалета. Пошли разгромные статьи, обличающие пошлость, бездуховность и т.д. Но то были ещё цветочки…

Летом 1979 года Большой театр гастролировал по США. 29-летний премьер Александр Годунов сумел сбежать и попросил политического убежища. Сотрудники КГБ, сопровождавшие труппу, первым делом схватили его жену Людмилу Власову и насильно привезли в аэропорт. Но американские власти, взбешённые тем, что спецслужбы недружественной страны проводят у них под носом грязную операцию, блокировали самолёт. Три долгих дня они требовали неопровержимых доказательств, что Власова возвращается в СССР по доброй воле. В свою очередь, наши требовали от Власовой, чтобы посредством телеобращений она упросила мужа раскаяться и присоединиться к ней. И без того шокированную женщину, от которой муж хранил свой побег в тайне, довели до нервного истощения. Конфликт разрешился лишь после личного вмешательства генсека Брежнева и президента Картера. Власову увезли обратно в Союз, а Годунов остался в США. Он неоднократно добивался переезда жены в Америку, но тщетно – двумя годами позже их заочно развели через посольства.

На новой родине Годунов протанцевал первые несколько лет, потом увлёкся кинематографом – зрителям бывшего СССР он наиболее известен по роли террориста Карла из боевика «Крепкий орешек». Ну а лента «31 июня» моментально легла на полку. Но злоключения тех, кто принимал участие в её создании, на этом не закончились.

Балерину Наталью Трубникову, девушку удивительной красоты и недюжинных актёрских способностей, взяли на карандаш как потенциальную невозвращенку. Ей запрещалось покидать пределы СССР, в кино ей отныне доставались лишь крошечные эпизоды, так ещё её имя не указывалось в титрах. А ведь именно Трубникову режиссёр Квинихидзе поначалу видел главной героиней ленты «Мэри Поппинс, до свидания!», но сверху прозрачно намекнули: исключено. В итоге эталонную английскую няню сыграла Наталья Андрейченко.

Травле подвергся и прославленный композитор Александр Зацепин, сочинивший песни в том числе и для «31 июня». Известный меломан и радиолюбитель, он создал студию звукозаписи в собственной квартире, причём установленная на его студии аппаратура была гораздо качественнее той, что имелась в распоряжении фирмы «Мелодия», тогдашнего государственного монополиста в области грамзаписи. Советские бюрократические структуры такого вынести не могли – мало ли что этот Зацепин там у себя записывает… Композитор последовал примеру Годунова и при первом же удобном случае выехал на ПМЖ во Францию.

Вопросы возникли и к поэту Леониду Дербенёву, верному другу и соавтору Зацепина. В названии песни «Мир без любимого» цензоры усмотрели намёк на Юрия Любимова, основателя Театра на Таганке, лишённого гражданства СССР – хотя песня-то была написана раньше его отъезда! А в стихах к композиции «Звёздный мост» якобы проскальзывала тема «звёздных войн», американской программы по освоению космоса в военных целях. Да и вообще – от всех этих дербенёвских «Песен про зайцев» за версту попахивает антисоветчиной.

Женские партии в песнях из фильма исполнила молодая и никому не известная Татьяна Анциферова, причём запись (в квартире-студии Зацепина) была произведена с одного дубля, а взрывная, дерзкая и в то же время глубоко лиричная песня «Ищу тебя» по праву вошла в сокровищницу отечественной популярной музыки. Прекрасное начало большой карьеры? Ах, если бы… Руководитель Гостелерадио СССР Сергей Лапин, отъявленный антисемит, методично проводил кампанию по сокращению еврейского процента в подвластном ему ведомстве. Он уже отлучил от эфира Майю Кристалинскую, отправил в эмиграцию Ларису Мондрус, заставил паковать чемоданы Аиду Ведищеву. Анциферова тоже попала в чёрный список. А ведь это она подпевала Льву Лещенко в песне про Олимпийского Мишку, от которой в день закрытия московской Олимпиады у десятков тысяч гостей наворачивались слёзы. Но имя бэк-вокалистки при этом даже не упоминалось. А песню «Ищу тебя» позже перепела более «форматная» Ксения Георгиади.

Лишь в годы Перестройки скандальный, трагический, но успевший полюбиться зрителям фильм вновь стали показывать по телевизору. Вернулись Зацепин, Любимов, изредка наведываются в Россию Мондрус и Ведищева. Татьяна Анциферова так и не вошла в число топовых певиц, зато стала педагогом, это она вывела на профессиональную сцену Пелагею Ханову, Сергея Лазарева, Влада Топалова. В 1995 году от рака желудка умер Леонид Дербенёв. Тогда же в результате пристрастия к алкоголю в США скончался Александр Годунов, его прах был развеян над Тихим океаном. Людмила Власова переключилась на фигурное катание, по сей день работает постановщиком танцев на льду, её подопечными были Анна Семенович, Ирина Лобачёва, Илья Авербух. В 2001 году в расцвете творческих сил ушёл из жизни любимец советских женщин Николай Ерёменко-младший (инсульт). Наталья Трубникова вместе с мужем основала «Русскую Академию Моделей».

Жизнь продолжается. Наступил XXI век, который так наивно был изображён в фильме. Но мы, благодарные зрители уже которого поколения всё равно каждый год ждём и надеемся, что на рубеже двух первых летних месяцев наступит мистический день – 31 июня. День, когда сбываются мечты и к каждому приходит любовь.

Всегда быть рядом не могут люди,

Всегда быть вместе не могут люди.

Нельзя любви земной любви пылать без конца.

Скажи, зачем же тогда мы любим,

Скажи, зачем мы дpуг дpуга любим,

Считая дни, сжигая сердца?

Любви всё время мы ждём, как чуда,

Одной единственной ждём, как чуда,

Хотя должна, она должна сгореть без следа.

Скажи, мы сможем узнать, откуда,

Опять мы сможем узнать, откуда,

Что ты моя, а я твоя любовь и судьба?

А. Зацепин – Л. Дербенёв, «Ищу тебя».

 

Роман ШИРОКОВ