Главная Статьи Вокруг кино Смотри и учись
Смотри и учись

Онлайновый журнал «Суперстиль» №194/2013.

 

СМОТРИ И УЧИСЬ

Кино как наглядное пособие

Лукавый вождь мирового пролетариата не зря называл кино важнейшим из искусств. Ведь оно не только фиксирует и интерпретирует события, не только надавливает на определённые точки и вызывает у зрителей разнообразные эмоции, но и повторяет прописные истины, которые мы склонны забывать, обучает и воспитывает, агитирует и пропагандирует, советует и просвещает – пусть речь идёт о серьёзных и сложных проблемах мироздания или о повседневных бытовых мелочах. Из фильма «Красотка» мы можем узнать, что потёртые сапоги можно «реставрировать» с помощью фломастера. А Бывалый из «Кавказской пленницы» наглядно и доходчиво объяснял, как надо танцевать твист: давим один окурочек, потом другой, потом оба окурочка вместе… Окурочки уже не актуальны, из кино при желании вообще можно поднабраться всяких гадостей, но также научиться чему-либо хорошему, приятному и полезному – и для карьеры, и для души.

С танцев и начнём. Отличное пособие для всех, что хочет овладеть искусством бальных танцев – старая добрая мелодрама «Грязные танцы». Любителям диско рекомендуется голливудская «Лихорадка субботнего вечера» и индийский «Танцор диско». Зажигательным и в меру пикантным клубным танцам научит «Танец-вспышка». Поклонники хип-хопа будут без ума от «Шага вперёд». Желающие совместить классику и современность и, быть может, изобрести собственный стиль – смотрите британскую сагу «Уличные танцы».

Чтобы повысить уровень кулинарного мастерства и приобщиться к тонкостям высокой домашней кухни, хозяйкам стоит посмотреть тёплую и вкусную ленту «Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту» с большущим бонусом в лице самой Мерил Стрип. Редкий случай, когда жалеешь, что кино транслируется без запаха… В первой трети фильма «Ешь, молись, люби» воспевается простая и сытная итальянская кухня. По ходу сюжета героиня Джулии Робертс озвучивает мудрую мысль: в истории ещё не было случая, чтобы мужчина, который сам пригласил женщину в постель и увидел её жировые складки, её бы за это прогнал. Так зачем понапрасну волноваться? Лента «Суши-гёрл» – для любительниц экзотической японской кухни. «Ешь, пей, мужчина, женщина» – фильм об ещё более экзотической китайской. А как пировали на Руси – об этом поведает легендарная сцена из комедии «Иван Васильевич меняет профессию»: «Икра чёрная, икра красная, икра заморская…». Экранизации произведений Гоголя насквозь пронизаны зваными обедами, вспомнить хотя бы поросёнка с хреном или бараний бок с кашей из «Мёртвых душ». Ну и коронное: «Холодными закусками оперируют только недорезанные большевиками помещики» – это уже из «Собачьего сердца». Впрочем, случаются и кулинарные неудачи: «Какая гадость эта ваша заливная рыба» («Ирония судьбы, Или с лёгким паром!») Если женщина подумывает всерьёз заняться ресторанным бизнесом, то ей не повредит заранее узнать обо всех трудностях и подводных камнях избранной стези. В этом ей поможет мелодрама «Вкус жизни» с Кэтрин Зетой-Джонс в роли шеф-повара. Ну а чтобы просто хорошо провести вечер и от души похохотать, можно пересмотреть голливудский мультик «Рататуй» или две уморительные французские комедии с Луи де Фюнесом – «Крылышко или ножка» и «Ресторан господина Септима».

Юным девушкам, мечтающим стать актрисами и певицами, стоит для начала посмотреть ленты о суровых реалиях шоу-бизнеса. И если в советских «Приходите завтра» и «Карнавале» к золушкам из провинции относились более-менее по-человечески, то российские «Глянец», «Попса» и «Ландыш серебристый» наверняка остудят пыл наивных глупышек, думающих, что на большой сцене их все ждут с распростёртыми объятиями. Пожалуй, лучший фильм о приключениях провинциалок в столице – это «Москва слезам не верит». Лучший, потому что заканчивается он и не безнадёжно трагично, но и не приторно радужно. Жизнь идёт своим чередом, многое зависит от самого человека, а успеха, как известно, добиваются те, кто идёт от неудачи к неудаче, не теряя оптимизма и энтузиазма.

Мир моды не менее жесток. А ещё он полон амбициозных неврастеников, хамоватых снобов и деспотичных начальников – как в культовой картине «Дьявол носит Prada» с всё той же несравненной Мерил Стрип. Как самой стать великим дизайнером? Смотрите биографические ленты о Коко Шанель, коих снято немало. А как живётся и творится женщинам-художницам? Посмотрите фильм «Фрида» о мексиканской возмутительнице спокойствия Фриде Кало. Фантастическая мелодрама «Привидение» покажет, насколько эротичным может быть гончарное искусство. Правда, не все поделки можно назвать шедеврами – уродливые конструкции из фильма «Битлджюс», которые наваяла героиня Кэтрин О’Хары, в конце концов оживают и превращаются в монстров.

Немало девушек довольствуется скромной профессией секретаря. Хотя, скромной ли? Самая драматичная, ироничная и, конечно, романтичная лента о взаимоотношениях шефа и его помощницы так и называется – «Секретарша». А в уже упомянутой «Дьявол носит Prada» бедняжка-секретарь в исполнении Энн Хэтуэй вынуждена вертеться как белка в колесе. Нам же роднее героини Софико Чиаурели из новогоднего детектива «Ищите женщину» и Лии Ахеджаковой из «Служебного романа» – болтушки, сплетницы, модницы, бездельницы, но без них никуда.

Вас интересует сфера обслуживания? Главный фильм всех официанток – конечно же, «Вокзал для двоих». Парикмахершам посоветуем… нет, не «Суинни Тодда, демона-парикмахера с Флит-стрит», хотя дуэт Джонни Деппа и Хелены Бонэм Картер бесподобен, а начальную сцену из знаменитой украинской комедии «За двумя зайцами», в которой герой Олега Борисова залихватски управляется с ножницами и плойками.

Бывает, утончённых городских девушек вдруг тянет на природу, к земле, к истокам. Чтобы представить себе фермерский труд и рассчитать силы, вначале стоит посмотреть итальянскую нетленку «Укрощение строптивого» с Адриано Челентано и Орнеллой Мути.

Некоторые женщины выбирают скорее мужские профессии. Женщина в форме – это, конечно, круто и сексуально, но никаких поблажек ни от сослуживцев-мужчин, ни тем более от врагов ждать не приходится. Вот самые известные ленты о женщинах-полицейских, одни названия чего стоят: «Голубая сталь», «Власть страха», «В постели с убийцей», «Одна в неоновых джунглях», «Комната смерти», «Отсчёт убийств», «Забирая жизни»… Обманчиво ласковое название лишь у знаменитого «Молчания ягнят». Нашей Каменской из популярного телесериала порой достаётся не меньше, чем её голливудским коллегам. Тянуть лямку в армии – тоже занятие не для кисейных барышень. Героине Деми Мур из ленты «Солдат Джейн» пришлось обрить голову и изрядно попотеть, прежде чем она выдала грубую и смачную победную фразочку о наличии у неё метафорических мужских гениталий. Помимо тягот армейской службы с половой дискриминацией сталкиваются героини Мэг Райан («Мужество в бою») и Голди Хоун («Рядовой Бенджамин»). Психопатический детектив «Генеральская дочь» с Джоном Траволтой ставит вопрос ребром: а нужно ли вообще женщинам служить в армии? Что ж, некоторые дамы отправляются на войну по воле Божьей («Жанна Д’Арк»), чтобы побегать полуголыми и помахать мечами («Рыжая Соня», «Зена – Королева воинов»), во имя революционной идеи (Анка-пулемётчица из «Чапаева»), а то и вслед за любимым (Шурочка из «Гусарской баллады»).

Врач – куда более мирная, хоть отнюдь не лёгкая профессия. Самая известная кинематографическая женщина-врач – Доктор Куинн из одноимённого сериала. А как управлять столь сложной организацией как больница, и держать в узде гениальных, но весьма экстравагантных врачей, расскажет другой сериал – «Доктор Хаус» с эффектной Лизой Эдельштейн в роли главврача Кадди. А вот стоящих фильмов о женщинах-учёных днём с огнём не сыщешь. Типичная киношная женщина-учёный – полубезумная энтузиастка, горящая желанием убедить весь мир в существовании чудовищ («Карнозавр»), призраков («Красные огни») или инопланетян («Контакт»). Тут интереснее всего наблюдать, как отважная исследовательница пытается совместить увлечение наукой с романтическими отношениями.

Так уж получается, что современная женщина просто обязана быть сильной. Вот две хрестоматийные ленты о женщинах, которые сумели радикально изменить свою жизнь, поверить в себя и добиться успеха. Что немаловажно, обе ленты основаны на реальных историях. «Эрин Брокович» в исполнении Джулии Робертс – мать троих детей, безработная женщина из низов, благодаря принципиальности и упорству она спасает тысячи людей от экологической катастрофы. Фильм «Сильная женщина» повествует о молоденькой девушке, которая ещё в школе забеременела от парня-наркомана, и вся её дальнейшая жизнь чуть было не пошла наперекосяк. Примечательно, что главную героиню сыграла Дрю Бэрримор, которая сама в юности едва не сгинула в алкогольно-наркотическом водовороте. Чтобы пропитаться духом феминизма, смотрите «Тельму и Луизу». Чтобы стимулировать бойцовские качества – «Малышку на миллион», но только первую половину фильма, вторая слишком грустная. Чтобы воспитать силу воли, целеустремлённость, ответственность – старый советский фильм «Последний дюйм»; его вообще надо показывать всем мальчикам и девочкам в обязательном порядке, чтобы в критический момент память безотказно выдавала громкий и грозный возглас отца главного героя: «Можешь!». А какой фильм окажется полезным всем-всем-всем женщинам, независимо от их жизненных устремлений, профессионального выбора, целей и задач, желаний и мечтаний? Пожалуй, «Унесённые ветром» – настоящая женская энциклопедия, которая учит зрительниц не только преодолевать трудности, но и не бояться любить себя и других.

РоманШИРОКОВ