Главная Статьи Разное Маска, я тебя знаю
Маска, я тебя знаю

Онлайновый журнал «Суперстиль» №244/2013.

 

МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ

Многофункциональная личина

Приближаются новогодне-рождественские праздники – время увеселительных мероприятий, театрализованных представлений и маскарадов. На маскарад, соответственно, принято приходить в масках. Но откуда взялась эта традиция? И почему люди вообще прячут лица за масками?

Первые маски – накладные личины – использовали ещё первобытные охотники. Они облачались в шкуры животных и закрывали лица, чтобы беспрепятственно подбираться к новой добыче. Потом – опять-таки в шкурах – наевшиеся гомо сапиенсы устраивали коллективное поклонение вынужденно убиенным представителям фауны. Во время таких плясок вокруг костра люди имитировали повадки сильных и свирепых зверей, которых почитали как богов. Впоследствии маски стали надевать шаманы и жрецы, совершавшие ритуальные обряды – так им было легче войти в образ того или иного божества, заставить соплеменников поверить, что они – жрецы – являются посредниками между миром материальным и миром духовным, проповедниками идей, данных свыше. Самая старая маска, дошедшая до наших дней – маска шумерской богини Иштар, изготовленная в 4-м тысячелетии до н.э. В Древнем Египте и на острове Крит были распространены погребальные маски – чтобы знатные вельможи могли «сохранить лицо» и на том свете.

В последнюю неделю декабря в Древнем Риме широко отмечались сатурналии – празднества в честь дня зимнего солнцестояния и перехода солнца в созвездие Козерога, которым управлял бог Сатурн. Во время сатурналий царила абсолютная демократия – рабам дозволялось сидеть за одним столом с господами и разделять с ними общую трапезу. Чтобы никто из участников праздничного застолья не испытывал чувства дискомфорта, все надевали маски. Позже римский языческий календарь вполне органично совместился с календарём христианским – сатурналии заменились святками, во время которых во многих европейских странах, в том числе и на Руси, проходили фестивали ряженых – колядки.

Самые известные античные маски – древнегреческие театральные. Одна маска «смеётся» – её использовали в комедиях, другая «плачет» – это трагедия. Маски изготавливались из бронзы, были большими и тяжёлыми, а ротовые щели у них были вырезаны – такая маска служила ещё и рупором.

Современные маскарадные маски (в том числе грим клоунов и мимов) произошли от масок итальянской комедии дель арте, уличных представлений, популярных в XVI-XVIII веках. Имена-образы некоторых персонажей комедии дель арте дошли и до наших дней – Арлекин (Труффальдино), Пульчинелла (Полишинель), Скарамуш, Пьеро, Коломбина. А сами маски стали неотъемлемым атрибутом знаменитого венецианского карнавала – когда он окончательно утратил религиозную подоплёку (сначала языческие проводы зимы, потом “carne vale” – «мясо, прощай», последняя скоромная неделя перед Великим постом) и превратился в разудалое народное гуляние, то есть в маскарад.

Если из европейских театральных традиций маски давно исчезли – зрители сами должны догадываться по мимике, речам и действиям актёра, играет он хорошего человека или плохого, то в азиатских национальных театрах маски и грим (одноразовая маска) обязательно используются по сей день. Формы и расцветки масок строго регламентированы, значение той или иной маски не меняется на протяжении многих веков. Так, в японском театре Но белый цвет маски символизирует благородство, красный – мужество и т.д. А личины, которые носят актёры Шри-Ланки, могут выпучивать глаза и вращать ими – это говорит о крайней степени ажитации персонажа. Лица предпочитают скрывать и те, кто боится поимки и возмездия (бандиты, палачи).

А кто-то просто хочет сохранить инкогнито: женская вуаль – это тоже маска.

Маска не только скрывает лицо, но и служит для его защиты от внешнего воздействия. Защитные маски носят врачи, лаборанты, военные, пожарные, спасатели, спортсмены (дайверы, хоккейные вратари). В старину европейские лекари носили защитные маски с длинными «носами», напоминавшими клювы хищных птиц. В эти «носы» вставлялись тряпицы, пропитанные уксусом – так лекари предохранялись от заражения чумой или оспой.

С лиц почивших знаменитостей принято снимать посмертные маски – гипсовые слепки, которые потом используют в работе скульпторы. Ну а каждая женщина знает, как сделать лечебную маску из огурцов, клубники, специальных кремов и даже грязей. Во время таких омолаживающих кожу процедур мужчин необходимо удалять прочь.

Некоторые маски прочно вошли в массовую культуру и общественную жизнь, приобрели символическое значение. К Моцарту незадолго до его смерти пришёл неизвестный в маске и заказал «Реквием» (позже выяснилось, что это был слуга недавно овдовевшего графа фон Вальсега, заядлого меломана, который вместе с произведениями других композиторов покупал права на их авторство и выдавал за собственные сочинения, но красивая легенда осталась).

В кино маски носят как положительные герои (Зорро, Бэтмен), так и отрицательные (кровавые маньяки из таких лент, как «Пятница, 13-е», «Техасская резня бензопилой», «Пила», «Крик»). Маска Гая Фокса из фильма «V значит вендетта» стала наглядным выражением несогласия и инакомыслия, сопротивления властям или просто уличного фрондёрства. Некогда военно-спортивная маска-«балаклава» в чёрном варианте стала ассоциироваться с рейдерскими захватами и произволом правоохранительных органов, в цветном – благодаря группе “Pussy Riot” – с борьбой за права и свободы дискриминируемых слоёв населения.

Наконец, маска – понятие психологическое, поведенческое. Все мы носим маски, меняя их в зависимости от обстоятельств. На работе мы одни, в семье другие, с друзьями третьи, ещё где-нибудь четвёртые, пятые, десятые… Это помогает адаптироваться к той или иной окружающей среде, часто неприятной и агрессивной. Не спешите обвинять носителей масок в лицемерии – если бы каждый из нас всегда и везде вёл себя одинаково и требовал принимать его таким, каков он есть на самом деле, люди поубивали бы друг друга минут через пять. Но и маски могут доставить немало хлопот. Можно перепутать маски и попасть в щекотливую ситуацию – женщина по телефону поругалась с любовником, бросила трубку, тут раздаётся новый звонок, женщина кричит: «Пошёл вон, сволочь, я тебя ненавижу!», а это, оказывается, звонит начальник, перед которым женщина привыкла заискивать. Можно стать заложником одной определённой маски – многие актёры-комики в обычной жизни превращаются в угрюмых мизантропов, потому что и вне сцены к ним пристают с просьбой рассказать анекдот или состроить смешную физиономию. Также от постоянного ношения масок можно утратить собственное лицо и превратиться в ходячего манекена. Такие люди даже наедине с собой не могут расслабиться и быть честными, а на близкие и доверительные отношения с другими они тем более не способны.

Право быть естественными имеют лишь маленькие дети, да и то родители постоянно их одёргивают, придумывают всё новые и новые запреты, угрожают и наказывают, норовят поскорее привить им взрослые правила поведения, в которых без масок не обойтись. Этот процесс называется воспитанием. Но в новогодние праздники детям можно позволить больше, чем в обычные дни, не правда ли? Пусть они наденут маски забавных существ, облачатся в костюмы, сделанные своими руками не без помощи родителей, и от души веселятся. Да и взрослым стоит хотя бы на время превратиться в шалунов и озорников, и скинуть давящие, прилипчивые маски серьёзности, солидности и занудной прагматичности.

Роман ШИРОКОВ