Главная Статьи Разное Без лишних слов
Без лишних слов

Онлайновый журнал «Суперстиль» №103/2014.

БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ

Невербальное общение

 

В начале было слово. Или всё-таки мимика и жесты? Как бы там ни было, человек разумный, овладев речью и научившись излагать свои мысли на бумаге, перенял от животных немало экспрессивных способов невербальной коммуникации. А также изобрёл свои, сугубо человеческие, понятные как узкому кругу единомышленников, так и всем обитателям нашей планеты.

Язык жестов используют, прежде всего, глухонемые. У слабослышащих представителей каждой нации свой такой язык жестов, ну а в середине ХХ века был разработан международный язык жестуно – аналог эсперанто.

Лишь с помощью жестикуляций порой и могут договориться друг с другом люди разных национальностей. Тут надо быть осторожным и, будучи заграницей, не попасть впросак. Когда американец складывает колечком большой и указательный палец, он подразумевает: окей, всё хорошо. У французов этот жест означает «ноль», «зеро». На Кипре колечко из пальцев почём зря лучше никому не показывать – посредством такого жеста киприоты прозрачно намекают, что собеседник относится к секс-меньшинствам. А в Тунисе это знак наивысшей степени угрозы, который без всяких шуток расценивается как обещание лишить жизни.

То же и с поднятым вверх большим пальцем. У нас это знак одобрения и восхищения, у американцев – просьба подбросить на машине без оплаты проезда, а у испанцев – предложение безотлагательно заняться сексом. Так что если к вам на пляже где-нибудь в Андалузии или на Канарских островах подойдёт загорелый мачо и поднимет вверх большой палец, можете смело влеплять ему пощёчину. А можете и не влеплять…

Некоторые ритуальные жесты так прочно вошли в нашу жизнь, что мы особо не задумываемся об их происхождении. А зря – все они имеют тайный сакральный смысл. Мужчины при встрече обмениваются рукопожатием, чтобы показать друг другу – у меня нет оружия. Дружеские поцелуи в щёку непосредственно связаны с почитанием Библии. В Европе принято целоваться дважды, попеременно в правую и левую щёки, тем самым подразумевая: «Ты подставишь мне одну щёку, но я тебя не ударю, а поцелую, ты подставишь другую – а я опять поцелую». На Руси спокон веку обменивались троекратным поцелуем – во имя Святой Троицы. Целовать человека в щёку лишь единожды раньше считалось оскорбительным – это был иудин поцелуй, подлый и предательский.

Крайне запутанный язык жестов и телодвижений придумали масоны – чтоб уж наверняка отличать собратьев от чужаков. Да и стены, как известно, имеют уши, а заседания масонских лож должны были проходить в условиях полнейшей конспирации. Те же масоны обожали всевозможные тайные знаки и символы, с помощью которых они обменивались зашифрованной информацией. Можно также вспомнить пиратскую «чёрную метку», цветочный горшок на подоконнике, не замеченный профессором Плейшнером, отрубленную лошадиную голову в фильме «Крёстный отец» – зловещие знаки, но какие выразительные.

Люди давно уже носят одежду не только для того, чтобы утеплиться и скрыть наготу. И не только для того, чтобы обозначить принадлежность к той или иной общественной группе. С помощью одежды можно сообщить окружающим о своём настроении, чаяниях и желаниях. Летним вечером девушка надевает топик и мини-юбку – значит, она готова к эротическим приключениям. Так, во всяком случае, считают идущие ей навстречу мужчины.

В эпоху Ренессанса европейская аристократия стремилась выделиться не только дорогой и опрятной одеждой, но и изысканностью манер. Была разработана многоступенчатая система поклонов и расшаркиваний – в зависимости от титула и социального статуса приветствуемого. На взгляд непосвященного все эти гимнастические приседания, дрыганья ногами и почти что жонглёрские манипуляции с головными уборами выглядели комично. Однажды Иван Грозный написал письмо английской королеве Елизавете и отправил в Лондон послов. Гостей из далёкой Московии встретили по всем канонам тогдашнего придворного этикета, а нашим тёмным и отсталым согражданам показалось, что аглицкие вельможи так обрадовались письму от русского царя, что пустились в пляс. Отсюда пошёл обычай: получил письмо – пляши.

«Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Жёлтые тюльпаны – символы разлуки», «Ландыши, ландыши – светлого мая привет…». Сейчас язык цветов – не более чем милая и сентиментальная игра в куртуазность и источник вдохновения для поэтов-лириков. А ведь когда-то безропотные и угнетённые женщины Востока, наглухо запрятанные в паранджу, могли открыто выразить свои чувства лишь при помощи языка цветов. До сих пор в мусульманских странах имеет колоссальное значение не только сорт цветов и их количество, но и время суток, в которое преподносится букет, протягивает ли его даритель правой или левой рукой, обрезаны ли шипы у розы, украшен ли букет листьями и т.д.

Европу с языком цветов познакомила в начале XVIII столетия леди Мэри Уортли Монтегю – писательница, путешественница, этнограф, культуролог, биолог и прочая, прочая, прочая, личность во всех отношениях выдающаяся, которая вошла в историю, прежде всего, как рьяная пропагандистка привезённой ею с Востока вакцины против оспы. Леди Мэри первая из просвещённых европейцев попыталась вступиться за права мусульманок, пусть и безуспешно, а те в благодарность обучили её искусству заявлять о своих эмоциях посредством языка цветов и растений.

В общих чертах языком цветов, пожалуй, владеет каждый из нас. Юная девушка прикрепила к платью веточку сирени – значит, она впервые в жизни влюбилась. Даме в возрасте преподносят букет бордовых роз – проявляют уважение к её статусу. Белая лилия символизирует чистоту помыслов. Незабудку дарят при расставании, надеясь на скорую встречу. Лютик предвещает богатство, персик – долголетие, алый мак – не подумайте ничего дурного – неземное удовольствие.

Параллельно с языком цветов в европейский салонный этикет вошёл ещё один изящный способ обмена тайными знаками – язык веера. Изнеженный, жеманный, напудренный-надушенный XVIII век, тем не менее, отличался откровенной сексуальной распущенностью, которая облекалась в форму невинной шалости, лукавой игры. Попавший в Европу опять-таки из Азии, веер быстро снискал популярность в жаркой Испании, а потом и во Франции, где превратился не только в модный аксессуар, но и в приспособление для флирта, кокетства, обольщения. Данное средство невербальной коммуникации просуществовало вплоть до конца викторианской эпохи.

Язык веера не так-то прост, и требовал как доскональных знаний сути предмета, так и навыков актёрского мастерства – одно неловкое или неестественное движение, и ваша судьба могла измениться безвозвратно. Кавалер склонялся к даме, шептал ей признания в большой и чистой любви и предлагал уединиться. Держа закрытый веер в левой руке, дама касалась им правой щеки – это означало «да». Правой рукой открытый веер прикладывался к левой щеке – уверенное «нет». Дама дотрагивалась веером до мочки уха – «осторожно, нас «подслушивают».

Пожалуй, этот знак использовался чаще других – ведь языком веера владели все без исключения участники светского раута. И какая-нибудь чопорная и вся из себя благочестивая княгиня Марья Алексеевна, вооружившись лорнетом, зорко следила, чтобы барышни не допускали никаких вольностей при общении с молодыми людьми.

Они всегда в цене. Их трепетно и бережно передают по наследству и дарят при величайших оказиях. Они – лучшие друзья девушек. А ещё они живые – от них исходит поистине волшебная энергия, столь волнующая и притягательная. Их даже применяют в медицине. Речь, конечно, идёт о драгоценных камнях. Язык камней известен с незапамятных времён, и современные люди пользуются им с не меньшей охотой, чем их далёкие предки. Ведь каждый камень имеет своё назначение, свой символизм, свою душу.

Драгоценные камни сопровождают женщину всю её жизнь. Аквамарин можно носить хоть девочке, ещё не расставшейся с куклами. Аметист принято дарить девушке, которая только что стала женщиной. Жемчуг идеально подходит к свадебному наряду. Гранат облегчает беременность и роды. Бирюза примиряет поссорившихся супругов. Топаз избавляет от пагубных привычек. Опал выводит из депрессии. Сапфиры и рубины предпочитают женщины зрелые, мудрые, состоявшиеся.

Существуют и другие способы общения без слов – сугубо деловые, практичные, или дурашливые, коими пользуются клоуны-мимы. Вольно или невольно используемые чересчур темпераментным собеседником, придуманные с целью сэкономить время или зашифровать послания, непредназначенные для посторонних ушей.

Несмотря на развитие мобильной связи, специфическим языком жестов до сих пор активно пользуются биржевые маклеры и брокеры: правая рука ладонью от себя – «продаю», левая рука ладонью к себе – «покупаю». Полицейский регулировщик даёт указания водителям путём взмаха полосатым жезлом и того или иного положения корпуса и рук. Композитор общается с окружающим миром посредством музыки, художник – языком карандашей и красок, скульптор запечатлевает свой монолог в гипсе и бронзе. А уж как выразителен язык танца, особенно парного.

Да и в повседневной жизни мы не обходимся без невербального общения. Вот начальник встречает подчинённого, вальяжно откинувшись на стуле и положив ноги на стол – обозначает своё превосходство. Вот обнаглевший подчинённый закидывает ногу за ногу, перекрещивает руки на груди и склоняет голову набок: «Да пошёл ты…». Увы, скорее всего, это его последний рабочий день. Мужчина втягивает живот, широко расставляет ноги и засовывает большие пальцы за ремень – он испытывает явное влечение к собеседнице. Женщина теребит верхнюю пуговицу на кофточке, встряхивает распущенными волосами, полуобнажает ступню и покачивает туфелькой – она готова ответить мужчине взаимностью. Косой взгляд означает презрение, немигающий взгляд исподлобья – угрозу, а если человек держит голову и смотрит на своего визави прямо, да ещё показывает ладони – такой человек искренен и дружелюбен.

Со словами или без, люди всегда будут общаться друг с другом. И конечно, каждому хочется, чтобы общение приносило побольше положительных эмоций. Упражняясь в красноречии, объясняясь жестами, преподнося кому-либо букет цветов – улыбайтесь. Ведь улыбка – это самое важное в человеческих отношениях слово, образ, знак, символ, метафора – всё что угодно.

 

Роман ШИРОКОВ