Главная Статьи Увлечения Туз, король, дама, валет
Туз, король, дама, валет

Онлайновый журнал «Суперстиль» №176/2014.

 

ТУЗ, КОРОЛЬ, ДАМА, ВАЛЕТ

Магия карт

 

В мире существует немало настольных игр – интеллектуальные шахматы, хитромудрые нарды, добродушные шашки, «пролетарское» домино, «пенсионерское» лото… Но именно при виде карт у каждого человека, пусть и страшно далёкого от каких-либо игр, загораются глаза, а на лице появляется загадочная улыбка. Карты универсальны – в них можно играть, с их помощью можно гадать, показывать фокусы, из них можно строить хрупкие, но красивые домики. Но главное – у карт сумасшедшая энергетика. Карты – это волшебство, колдовство, озорство, чертовщинка.

Игральные карты появились предположительно в IX веке в Китае. Несколько столетий спустя через арабские страны они проникли в Европу. Дальше «карты путаются». То ли европейцы сперва придумали колоду Таро, используемую для оккультных обрядов, и эти карты в изменённом виде позже приспособили для игр. То ли обе колоды сформировались одновременно и независимо друг от друга. Мастей в игральных картах с самого начала было четыре – пики (мечи, лопаты, копья, щиты), трефы (жезлы, посохи, булавы, кресты, жёлуди, трилистники), бубны (монеты, алмазы, квадраты) и черви (кубки, розы, сердца). Фигур тоже было четыре – Король, Дама (Королева), Валет (Паж, Оруженосец) и Рыцарь (Всадник); от Рыцаря впоследствии отказались, объединив его с валетом. Туз также обозначал единицу – в зависимости от игры это была либо самая сильная карта, либо самая слабая.

Привычную для нас колоду нарисовал придворный шут французского короля Карла V. Интересно, что каждая фигура имела прототип. Король пик – царь Давид. Король треф – Александр Македонский. Король бубён – Юлий Цезарь. Король червей – Карл Великий. Дама червей – либо прекрасная Елена Троянская, либо ветхозаветная Юдифь, отважная вдова, спасшая родной город от завоевателей. Дама бубён – Рахиль, погубившая себя ради жизни ребёнка, тоже из Библии. Дама пик – древнегреческая богиня мудрости Афина. Самая интересная из фигур – дама треф. Её неофициально называли Аргиной – это анаграмма латинского слова Regina («Королева»). А художники придавали карточной даме черты каждой новой королевы Франции. У валетов тоже были прототипы – верные слуги героев Античности и Средневековья.

В России карты впервые упоминаются при царствовании Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного. Завезли их, понятно, европейские негоцианты. Их тут же запретили как вредоносные иноземные штучки. В дворцовый обиход карты вошли только при Петре I – хотя сам государь заядлым игроком не был, он поощрял карточные игры на увеселительных ассамблеях.

XIX век – расцвет картёжничества в России. Вспомним «Пиковую даму» Пушкина и гоголевских «Игроков», проигрыши целых состояний и поместий вместе с крепостными, дуэли и самоубийства из-за карточных долгов. С не меньшей страстью в карты играли и простолюдины. А уголовники, взяв за основу порядок карт в колоде, разработали стройную систему воровской иерархии – вверху располагались «тузы» и «короли», а в самом низу – «шестёрки». У каждого мелкого воришки в кармане обязательно лежала колода краплёных карт, а уж «профессиональных» шулеров было не счесть.

При советской власти игральные карты находились на полулегальном положении. Их свободно продавали, разрешали, но не одобряли – считалось, что карточными играми увлекаются асоциальные элементы, близкие к миру криминала. За игру в общественном месте, пусть и на шутливые щелбаны, могли забрать в отделение, а уж за игру на деньги – посадить. Впрочем, даже самые добропорядочные граждане с большой охотой и особо не таясь перекидывались в картишки во дворах, на пляжах, в электричках по пути на дачу, на самих дачах. Дети, не знавшие компьютерных игр, в непогожие дни только и делали, что резались в «Дурака» или «Пьяницу». Взрослые специально собирались на квартирах богемных друзей, превращая их в некое подобие салонов – среди интеллигентов, дипломатов и научных сотрудников особой популярностью пользовался аристократичный преферанс; на кон обычно ставили символические копейки. Существовали и подпольные казино, где отдыхали матёрые «воры в законе» – там уже играли по-крупному.

За последние двадцать лет в России широко распространился американский покер. Строго говоря, покер – это не столько карточная игра, сколько бизнес-упражнение по теме «Как правильно торговаться и максимально разбогатеть, оставив конкурентов ни с чем». Каковы времена, таковы и игры.

Женщины по своей природе не слишком азартны, поэтому их всегда больше интересовали гадания и пасьянсы (собственно, пасьянс – то же гадание). Томным зимним вечером, в уютной комнатке с приглушённым светом, завернувшись в шаль, одинокая дама бальзаковского возраста неспешно раскладывает «Гробницу Наполеона»… В советские времена карты Таро (их тогда ошибочно называли «цыганскими») были в большом дефиците, поэтому гадающие пользовались обычными игральными картами. «Что было?», «Что будет?», «Чем сердце успокоить?» – эти присказки-заклинания знали все женщины, грешившие тягой к запретной информации. А непосредственно перед гаданием подкладывали колоду под пятую точку – надо было «посидеть на картах, чтобы не врали». В самой атеистической стране мира к гаданиям и пасьянсам относились предельно серьёзно – не то, что сейчас, когда какая-нибудь недобросовестная офисная бухгалтерша в отсутствие начальника выстраивает на экране монитора банальную «Косынку» и попутно болтает по телефону.

Летят годы, проходят столетия, сменяются эпохи, прогресс и мода рождают всё новые и новые игры, забавы, развлечения. Но маленькие листы бумаги с незатейливыми ромбиками, крестиками и сердечками, с портретами-перевёртышами мужчин и женщин в старинных одеяниях всё также сильно притягивают к себе внимание, ассоциируются с тайной и волшебством, требуют взять их в руки, перетасовать, как-нибудь красиво разложить.

Кто-то коллекционирует редкие колоды. Кто-то мечтает построить самый большой в мире карточный домик. Кто-то, как иллюзионист Амаяк Акопян, всегда и везде носит галстук с изображением игральных карт. Некоторые модницы обожают ювелирные украшения со значками карточных мастей – это придаёт имиджу женщины ведьмовскую изюминку, выдаёт в ней игривую натуру, склонность к лукавству и милому коварству, риску и авантюрам.

…Наступила ночь. Свечи погасли, игроки разошлись, карты разбросаны по столу. Сквозь окошко пробивается лунный свет. И тогда карты начинают жить самостоятельной жизнью. Короли властвуют, дамы кокетничают, дерзкие юные валеты вызывают друг друга на поединок, шестёрки и семёрки стоят на страже карточного королевства. Утром придут люди, вразнобой уложат все карты в одну колоду. А потом затеют новую увлекательную игру. Или с помощью карт попытаются заглянуть в грядущее.

 

Роман ШИРОКОВ