Главная Статьи Разное Продземное царство
Продземное царство

Онлайновый журнал «Суперстиль» №84/2015.

 

ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО

Юбилей московского метро

 

Мне в моём метро никогда не тесно,
Потому что с детства оно, как песня,
Где вместо припева, вместо припева:
– Стойте справа! Проходите слева!

 

Б. Окуджава

 

Московскому метрополитену – 80! Солидный, «дедушкин» возраст. Но метро не дремлет – разве что легендарные «красные шапочки» позволяют себе прикорнуть, сидя внизу эскалаторов. Метро бежит вперёд, молодеет, прирастает новыми станциями, совершенствуется технически, немыслимым образом справляется с постоянно увеличивающимся потоком пассажиров. Без метро в Москве никуда.

Метро – место сколь ужасное, столь и прекрасное. Недружелюбная подземная паутина, ежедневно заманивающая в свои сети миллионы граждан и выплёвывающая их обратно – измятых, потрёпанных, злых и нервных. И в то же время – величественный дворцовый комплекс с уникальными станциями-жемчужинами, где строгость органично соседствует с изяществом, а тяжёлый мрамор и гранит – с красочными мозаиками и воздушными резными инкрустациями.

Метро, пусть даже со всеми его недостатками, – самый удобный и надёжный вид городского транспорта, но это не просто рельсы, вагоны, семафоры и остановки. Метро – это государство в государстве, огромный и сложный механизм, беспрестанно разрастающийся и развивающийся. О метро написано немало книг, снято немало фильмов, и всё равно порой нелегко отделить упрямые факты от мифов и небылиц.

Мы знаем, что первый тоннель московского метро рыли дворники обычными лопатами. Что эскалаторы в народе называли «лестницами-чудесницами» и поначалу многие пассажиры боялись на них ступать. Что когда-то по вагонам ходили контролёры, а с 60-х по 80-е годы цена проезда оставалась неизменной – 5 копеек. Что во время войны на станции «Маяковская» проходил съезд ВКП(б), и что именно эта станция по мнению международных экспертов признана самой красивой в мире. Что под землёй ещё остаётся немало недостроенных и законсервированных станций-призраков, и это порой приводит к топонимическим коллизиям – «Синяя» ветка метро официально называется «Арбатско-Покровской», но станция «Арбатская» есть, а «Покровские ворота» начали было возводить, но забросили. Что станция «Добрынинская» названа не в честь былинного богатыря Добрыни Никитича, а в честь одного из предводителей московского революционного восстания 1917 года. Что станцию «Новокузнецкая» построили из обломков первоначального Храма Христа Спасителя. Что Кольцевую линию проложили после того, так Сталин поставил на план развития метрополитена чашку с кофе, и дно чашки оставило характерный коричневый след. А количество станций на Кольце – 12 – соответствует зодиакальному кругу, так как Сталин верил в астрологию. Что существует не только засекреченное правительственное «Метро-2», но ещё более засекреченное «Метро-3», на котором можно доехать аж до государственной границы. Что ночью по тоннелям бегают крысы размером с бульдога…

Это сейчас пассажиры сидят, уткнувшись в гаджеты, – благо в метро работает Wi-Fi. А раньше коротали время как могли. Кто-то читал газету или разгадывал кроссворд. Кто-то хмуро сосал пиво – к счастью, распивать алкоголь в метро запретили. Кто-то спал, норовя опустить голову на плечо попутчика. И вот поезд вылетает из тоннеля на перегоне «Автозаводская» – «Коломенская» и идёт по мосту через Москву-реку. «Смотрите, дельфины! Дельфины!» – кричит какой-нибудь озорник, все вмиг просыпаются, начинают суетиться, припадают к окнам и… понимают, что их разыграли.

А сколько существует примет, связанных с метро, как зловещих, так и приятных. Без особой нужды не выходите на платформу станции «Сокол» – она была построена на месте кладбища и по ней витают духи растревоженных мертвецов. Не крутитесь волчком на «Библиотеке Ленина» – провалитесь под землю ещё глубже. Не плюйте с балкона «Комсомольской»-радиальной, иначе потом заблудитесь. Не разглядывайте подолгу языческих зверей на «Перово» – они вас сглазят. Никогда не назначайте свидание на «Китай-городе» – не встретитесь. А вот если проехаться вдоль всей линии от начала до конца, вам обязательно улыбнётся удача. Соответственно, три круга по Кольцу обеспечат абсолютное счастье. На мозаике «Киевской»-кольцевой один из красноармейцев сидит за ноутбуком и говорит по мобильному телефону, хотя станция была открыта в далёком 1954 году – подмигните ему, и добьётесь успехов в карьере. Ну а если хотите узнать будущее, приезжайте на «Площадь Ильича» и прислонитесь лбом к какой-нибудь окаменевшей ракушке, вмурованной в колонну.

Больше всего примет и поверий связано со станцией «Площадь революции» – благодаря выразительным скульптурам, давно ставшим одним из главных символов московского метро. Если потереть нос Собаке, успешно сдашь экзамен, а если там же схватить Матроса за пистолет – у мужчины прибавится сил, а девушка найдёт жениха. А женщинам, желающим забеременеть, перед зачатием следует хорошенько отполировать грудь Крестьянки. Но не вздумайте трогать Петуха – в жареном виде он потом клюнет вас в темя.

Как их прабабушек и прадедушек, нынешних юношей и девушек волнует всё тот же вопрос: можно ли знакомиться в метро? Знакомиться можно и нужно даже в открытом космосе, но есть несколько правил. Не надо знакомиться в часы пик. Не надо знакомиться на удалённых станциях спальных районов, лучше в центре – безопаснее, да и антураж красивее. Познакомившись, следует сразу же выбраться наружу, где меньше шума и толчеи.

Иногда в метро по громкой связи читают стихи – Пушкина, Тютчева, Ахматову, Цветаеву, Есенина. Или заводят музыку – не всё же слушать жалостливый и щемящий полонез Огинского, под звуки которого зажимы турникетов хлопают «зайцев» по мягкому месту. Настоящим сюрпризом для пассажиров оказались «Поезда искусств» – обычные составы, на стенах которых висели произведения современных художников. Любопытно, что никто даже не пытался испортить картины дурацкими надписями или подрисовать на них что-либо своё.

Хоть песенка Окуджавы о метро не утратила своей лиричности и теплоты, теперь в часы пик следует занимать оба ряда, а не стоять справа, проходить слева. Но в остальном всё по-прежнему – «Осторожно, двери закрываются», «Уступайте места инвалидам, пассажирам с детьми, беременным женщинам», «Дежурный у эскалатора справок не даёт», «Приятной вам поездки». И влюблённые всё так же назначают в метро свидания, но только не на «Китай-городе». Лучше на «Маяковской» – она ведь самая красивая.

 

Роман ШИРОКОВ