Онлайновый журнал «Суперстиль» №30/2016.
РАБА ЛЮБВИ
Елена Соловей
В советском кино она играла женщин не от мира сего – необыкновенно грациозных, изысканно нежных, очаровательно беззаботных и совершенно не приспособленных к жизни. Её героини не говорили, а щебетали, влюблялись в кого не стоило бы, плыли по течению и витали в облаках. Балансируя на грани трагедии и фарса, она могла легко вывернуть роль наизнанку и поставить всё вверх дном – чтобы зрители могли испытать к её персонажу максимальную гамму чувств, от смеха и презрения до искреннего сочувствия. А могла всех обмануть и предстать в образе «волка в овечьей шкуре». Наиболее органично Елена Соловей смотрелась в исторических драмах и экранизациях произведений Чехова, но даже когда она играла современниц, казалось, будто они с помощью волшебной машины времени являлись из дореволюционной России.
Эту удивительную актрису взрастил Борис Бабочкин, открыл миру кино Рустам Хамдамов, прославил Никита Михалков, всего она снялась в шестидесяти фильмах, а в начале 90-х навсегда покинула отчизну, найдя пристанище за океаном.
Елена Яковлевна Соловей родилась 24 февраля 1947 года в городке Нойштрелиц (Советская зона оккупации Германии, будущая ГДР). Родители – офицер-политрук и медсестра – прошли через всю войну и познакомились в освобождённом от нацистов Берлине. Через три года отца перевели на службу в Красноярск, а ещё через десять лет семья осела в Москве.
С ранних лет Леночка была активным ребёнком, ни секунды не сидела без дела, после уроков бежала заниматься в многочисленных кружках. Сама, без принуждения родителей, записалась в музыкальную школу и училась там с удовольствием. А когда увидела в журнале объявление о наборе в детскую драматическую студию при Театре Станиславского, решила попробовать себя и в актёрстве. И поняла, что это – её призвание.
С первого раза во ВГИК Лена не поступила и пошла работать школьной учительницей пения. На следующий год ей сопутствовала удача – её взял к себе на курс Борис Бабочкин, легендарный Чапаев. Среди других учеников Лена выделялась особой пластичностью и музыкальностью, а ещё педагоги сразу же распознали в ней типичную чеховскую героиню.
Во время учёбы Лена познакомилась с Рустамом Хамдамовым – обаятельным и харизматичным парнем с режиссёрского факультета. Плодом их студенческого романа стала короткометражка «В горах моё сердце» по мотивам рассказа У. Сарояна, в которой Соловей сыграла дочь булочника. Незамысловатая на первый взгляд ученическая картина получила самые лестные оценки в кинематографической среде, профессионалы отмечали уникальный киноязык Хамдамова и блистательную игру Соловей. Но ни в прокат, ни на телеэкраны фильм так и не вышел, а позже оригинальная плёнка вообще потерялась.
Перед широкой зрительской аудиторией Соловей впервые предстала в ленте «Король-олень» (1969), экранизации пьесы-сказки Карло Гоцци. Там у неё была небольшая роль Клариче, дочери премьер-министра, которую тот хотел выдать замуж за короля. Партнёрами Соловей были Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов, Олег Табаков – даже в те дни, когда она не была занята в съёмках, Соловей приходила на площадку и жадно наблюдала за игрой мастеров.
В ленте 1971 года «Драма из старинной жизни» по рассказу Н. Лескова Соловей получила главную роль. А ещё на съёмках она познакомилась с художником-декоратором Юрием Пугачом, который впоследствии стал её мужем. И вместе они до сих пор.
Бабочкин звал любимую ученицу в Малый театр, где её уже ждал Смоктуновский, недавно примкнувший к труппе Малого – только Соловей он видел своей партнёршей в будущих постановках театра. Но Елена переехала на родину мужа – в Ленинград. Там она вошла в труппу Театра им. Ленсовета. Первого выхода на сцену ей пришлось ждать более десяти лет. Зато её кинематографическая карьера развивалась стремительно, при том, что сама актриса не прилагала к этому каких-либо титанических усилий – ей будто благоволили звёзды.
У фильма «Раба любви» (1975), который стал визитной карточкой Елены Соловей, и роль в котором она сама, как это часто бывает у актёров, считает отнюдь не лучшей, довольно любопытная, хоть и скандальная история создания. Вначале Рустам Хамдамов, отношения с которым у Соловей вновь стали чисто дружескими и деловыми, начал снимать картину «Нечаянные радости» о звезде немого кино Вере Холодной, и отвёл главную роль бывшей возлюбленной. Но в процессе съёмок возник творческий конфликт между режиссёром, сценаристами и «Мосфильмом». Производство картины остановили, а отснятый материал вскоре уничтожили. Через пару лет «Мосфильм» предложил откорректированный сценарий Никите Михалкову. Тот устроил пробы, и на главную женскую роль была утверждена опять-таки Елена Соловей, успевшая между двумя фильмами родить дочь.
Заказанную киностудией ленту о революционерах-подпольщиках Михалков превратил в синефильский гимн стилю ретро и – насколько позволяла господствующая тогда коммунистическая идеология – ностальгии по безвозвратно ушедшей эпохе ар-деко. Эпохе беспечной, трогательно наивной, дурашливо манерной, но сладостной и приятной, как послеобеденный сон в цветущем и благоухающем саду. Соловей сыграла рафинированную актрису, которая просто хочет любить и быть любимой, но чья участь предрешена бурными и жестокими событиями Гражданской войны. В финале её мчит в тартарары сорвавшийся с тормозов трамвай, за ней гонятся какие-то озверевшие вояки с винтовками, и редкий зритель мог сдержать слёзы.
Елена Яковлевна вспоминает, что работа с Михалковым давалась ей нелегко, порой они спорили до хрипоты, но ещё дважды режиссёр приглашал её в свои фильмы – более того, отказывался браться за съёмки, если по какой-либо причине худсовет отклонял кандидатуру Соловей. И ждал, когда она разрешится от бремени и вместе с только-только родившимся сыном сможет приехать на съёмки «Неоконченной пьесы для механического пианино». Третий михалковский фильм с участием Соловей – «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где актриса исполнила роль Ольги.
В 70-80-х Соловей была одной из самых востребованных актрис советского кино. «Дети Ванюшина», «Смешные люди», «Открытая книга», «Жена ушла», «Приключения принца Флоризеля», «Вам и не снилось», «Бешеные деньги», «Карантин», «Блондинка за углом», «Единожды солгав», «Артистка из Грибова», «Жизнь Клима Самгина» – фильмы с участием Соловей выходили один за другим, она не гнушалась и крохотными эпизодами, и всякий созданный ею персонаж получался ярким, запоминающимся, эмоционально насыщенным. К плеяде «героинь из прошлого» добавились «странные женщины» позднего СССР с богатым, но недоступным для окружающих внутренним миром. А за образ сестры Текле в литовском фильме «Факт» о преступлениях фашизма Соловей была удостоена премии «За лучшую женскую роль второго плана» Каннского кинофестиваля.
Наступили годы Перестройки. Страна требовала новых героев и героинь. Молодые режиссёры – из тех, кто не подался в рекламу или шоу-бизнес – принялись снимать нарочитую «чернуху» или, наоборот, трёхкопеечные комедии с обилием обнажённых женских тел. Многие актёры и режиссёры старой гвардии не смогли или не пожелали «перестроиться» и быстро растеряли былую популярность.
Кризис в отечественном кинематографе задел и Соловей. Единственная интересная её работа начала 90-х – роль в драме Хамдамова «Анна Карамазофф», перекликавшаяся с его же «Нечаянными радостями», от которых остались лишь фрагменты, и на основе которых Михалков потом сделал «Рабу любви». Но вновь Хамдамову не повезло – большая серьёзная картина с солидным актёрским составом (помимо Соловей там снимались Жанна Моро, Эммануил Виторган, Пётр Мамонов, Светлана Немоляева, Юрий Соломин, Наталья Фатеева и многие другие артисты первой величины) так и не вышла в прокат.
Это были времена, полные надежд, но и полные лишений, хаоса и тревожной неопределённости. Соловей была знаменитой актрисой, её узнавали продавцы в магазинах, отпускали лучшие куски мяса с чёрного хода. Но когда она выходила с приобретёнными дефицитными продуктами на улицу и видела длиннющую очередь, в которой стояли мрачные, озлобленные люди, ей становилось стыдно и неуютно. Родилась внучка, Елена Яковлевна моталась по всему Ленинграду, чтобы достать самые необходимые вещи для ухода за младенцем – свободно купить нельзя было ничего. Прямо на Дворцовой площади молодчики из черносотенного общества «Память» избили дочь её подруги. Соловей, сама наполовину еврейка и жена еврея, испугалась за будущее детей и внуков. К тому моменту родня Юрия Пугача, супруга Елены, уже перебралась в США. И Соловей решилась на эмиграцию.
В день, когда по всем телеканалам Советского Союза крутили «Лебединое озеро», перемежая его пресс-конференциями ГКЧП, Соловей с семьёй летела в самолёте. Билет был взят в один конец.
В Америке они обосновались в местечке Фэйрвью в штате Нью-Джерси. Соловей сразу отбросила мысль о покорении Голливуда и решила сосредоточиться на семье – обустраивала быт, варила борщи, помогала детям, воспитывала внуков. Пугач нашёл работу в ювелирной мастерской, переквалифицировался в резчика камней, а позже стал преподавать в Нью-Йоркском Университете. Дети занялись научной деятельностью.
И сама Елена Яковлевна постепенно начала осваивать культурное пространство эмигрантской среды. Играла в труппе Аллы Кигель и театре Александра Журбина на Брайтон-бич. На русскоязычном радио читала классику. Как и муж, преподавала в Университете. В начале нового века Соловей основала творческую студию «Этюд» для детей из русскоговорящих семей, и на сегодняшний день считает своей главной миссией – напоминать юным американским гражданам об их русских корнях, прививать им любовь к русской культуре.
В 2000 году вместе с Борисом Сичкиным Соловей снялась в телесериале «ПМЖ» о жизни выходцев из СССР в Соединённых Штатах. Американцы с удивлением обнаружили, что в их тихом провинциальном посёлке живёт бывшая советская кинозвезда, к тому же лауреат Каннского фестиваля. Газета «Нью-Йорк Таймс» напечатала о Елене Яковлевне статью, в которой назвала её «элегантно пухлой русской бабушкой». А Голливуд сам пришёл к Соловей – правда, теперь ей предлагают лишь маленькие роли эмигранток из восточноевропейских стран. Она снялась в нашумевшем сериале «Клан Сопрано», боевике «Шпионские игры» с Робертом Рэдфордом и Брэдом Питтом, криминальном триллере «Хозяева ночи» с Марком Уолбергом и Хоакином Фениксом, драме «Роковая страсть» с Марион Котийяр.
Несколько раз Елена Соловей приезжала в новую Россию, но сторонилась обеих столиц, предпочитая останавливаться не в фешенебельных отелях, а в скромных загородных домах творчества – чтобы ей поменьше докучали журналисты, задающие однотипные вопросы. Нет, возвращаться она не собирается. Ностальгии не испытывает, потому что её дом – там, где хорошо её близким. В каком-либо российском фильме она готова сняться, только если режиссёр убедит её, что ему нужна именно Соловей и никто другой. Кино и театр – это прекрасно, но по-настоящему счастливой она чувствует себя, когда за праздничным столом собирается вся её большая семья.
Где же ты, мечта? Где же ты, моя мечта? Я вдаль гляжу с надеждой... И летит ко мне В зыбкой тишине нежный звук – То ли это смех? – нет! То ли это плач? – нет! Это ты, любовь...
Э. Артемьев – Н. Кончаловская, «Где же ты, мечта?»
Песня из к/ф «Раба любви»
Роман ШИРОКОВ
|