Главная Интервью Алексей Федорченко
Алексей Федорченко

Интервью с Алексеем Федорченко
Журнал «Досуг & Развлечения» №41/2005 г.

 

АЛЕКСЕЙ ФЕДОРЧЕНКО: «Мой фильм не насмешка»

На Венецианском кинофестивале Гран-при за лучший дебют получила картина-мистификация Алексея Федорченко «Первые на Луне» - о том, как советские космонавты должны были тайно высадиться на естественном спутнике Земли ещё в 1938 году, задолго до американцев и даже задолго до полёта в космос Юрия Гагарина.

- Как вы думаете, почему жюри выбрало именно ваш фильм?
- Потому, что он хороший. (Смеётся). Честно признаюсь, из всех конкурсных лент помимо своей видел только две, поскольку приехал на фестиваль с маленькой дочкой и с ней меня в зал не пускали. Поэтому не могу сравнивать свою картину с работами других режиссёров. Раз выбрали – значит, выбрали. А если серьёзно, то изначально планировалось так, чтобы фильм участвовал в фестивалях самого высокого уровня.

- Главная проблема начинающего режиссёра – где достать денег на съёмки. Кто помог вам с финансированием?
- Федеральное агентство по культуре и кинематографии. У них есть специальная программа по поддержке дебютантов. Кстати, «Первые на луне» - дебют не только для меня, но и вообще для всех его создателей, в том числе и актёров.

- Намеренно отказались от звёзд?
- А вы можете представить в роли Ивана Харламова (главный герой, полетевший на Луну. – Р.Ш.), скажем, Александра Домогарова?

- Сколько времени прошло от возникновения замысла фильма до его выхода на экран?
- Два с половиной года. Их них полгода я просидел в архивах: было важно воссоздать до мельчайших подробностей стилистику той эпохи.

- Лента сделана в новом для российского кино жанре мокьюментари – документальной фальсификации. Чем привлёк вас этот необычный жанр?
- О существовании такого жанра я узнал уже после того, как закончил работу над фильмом. «Первые на Луне» я определяю как документальную фантастику или фантастическую драму. А слово «мокьюментари» мне вообще не нравится. Оно ведь происходит от английского «mock», то есть «насмешка». Мой фильм не насмешка, ни над кем и над чем насмехаться я не собирался. Я сделал кино о том, как государство использует своих граждан в качестве расходного материала.

- В Венеции зрители приняли вашу историю за чистую монету и обвинили русских в фальсификации…
- Да, была статья в какой-то итальянской газете, вспомнили даже пресловутую «советскую угрозу». Меня это не волновало. Было куда важнее, как профессиональные кинематографисты оценят собственно картину.

- На ваш взгляд, у документальной фантастики есть будущее?
- Не думаю. «Первые на луне» - эксперимент, и вряд ли благодаря ему возникнет новый автономный жанр. К тому же, если подобные ленты будут появляться как грибы после дождя, то зритель быстро перестанет на них ходить. Должно пройти время, скажем, лет пять, и тогда снова можно выстрелить каким-нибудь фильмом-сенсацией. А в принципе, мне все жанры интересны.

- Значит, от вас можно ожидать и комедии, и мелодрамы?
- Почему бы и нет? Был бы хороший сценарий, а их у нас, к сожалению, мало.

- Каковы ваши ближайшие планы?
- Мы с продюсером Дмитрием Воробьёвым основали собственную компанию «29 февраля» и активно работаем над новыми проектами. В декабре на экраны выйдет моя новая документальная работа, а сейчас я приступаю к съёмкам второго игрового фильма. Он тоже будет во многом фантастическим, даже сказочным. Но всего рассказывать не стану, на сей раз попытаюсь сохранить интригу.

Роман ШИРОКОВ