Журнал «Досуг & Развлечения» №34/2006
ШПАГИ ЗВОН, КАК ЗВОН БОКАЛА
В последний съёмочный день историко-приключенческой ленты «Слуга государев» наш корреспондент Роман Широков побывал на площадке, пообщался с режиссёром и актёрами и понаблюдал за рабочим процессом.
«Слуга государев» - масштабный высокобюджетный проект, насыщенный трюками и спецэффектами. Действие разворачивается в начале XXVIII века, главный герой – французский дворянин, сосланный в Россию, где его поджидает множество опасных приключений. Ленту снимает Олег Рясков, один из создателей телевизионного проекта «Тайны века». Фильм «Слуга государев» - его дебют в полнометражном игровом кино. Специально для фильма было пошито более 700 костюмов, изготовлено более 600 единиц макетов оружия, построено более 500 кв. м. декораций в интерьере и на натуре, арендованы настоящие суда с экипажами. Картины про мушкетёров и гардемаринов пользуются у наших зрителей особой популярностью, поэтому к данному проекту создатели подошли со всей ответственностью – подготовительный период длился два года, а в работе над фильмом принимали участие около 1500 человек.
Раннее августовское утро. Близ подмосковной усадьбы Фёдора Тютчева Мураново специально для съёмок построены две деревеньки XVIII века – с «избами», «амбарами» и даже «харчевнями». Лихо подруливает на мотоцикле Андрей Рыклин – актёр и каскадёр, один из лучших отечественных специалистов по историческому фехтованию. В «Слуге государевом» он играет князя Меньшикова, но сегодня у него другая задача – поставить сцену поединка на шпагах. Герой Александра Бухарова будет сражаться с таинственной незнакомкой в маске (эта роль досталась Дарье Смирновой, но в этом кадре её заменит девушка-каскадёр). Бухаров, уже в камзоле, сапогах и при шпаге, разговаривает по мобильнику, улыбаясь в пшеничные усы.
- Александр, как вы чувствуете себя в костюме солдата Петровской эпохи? - Привык за три месяца. Летом в нём жарко, даже не представляю, как они его носили не снимая. А вот сапоги удобные и никакой грязи не боятся.
- Несколько слов о вашем герое. - Гришка Воронов, приближённый к Петру I, агент национальной безопасности того времени. Обычный русский парень, простой, но с хитринкой.
- Вам довелось самому выполнить немало трюков… - Да, в фильме много трюков. Такие проекты всегда тяжёлые, кто бы там чего не говорил. Тяжело всем: примёрам, костюмерам и, конечно, актёрам. Слава богу, у меня уже есть определённый опыт, который я приобрёл на съёмках «Волкодава».
- Вам нравится играть в исторических фильмах? - Очень. Тут есть поле для фантазии. Я не люблю кабинетные истории, когда все сидят в костюмчиках, при галстучках. А мой нынешний герой мне вообще глубоко симпатичен. Но есть у меня одна мечта – очень хочу сняться в комедии.
Актёр Дмитрий Миллер, исполнитель главной роли, стоит в сторонке и, обнажённый по пояс, тягает огромную гирю. Пришлось ненадолго оторвать его от занятий физкультурой и попросить его рассказать о своём герое:
- Шарль де Брезе, французский дворянин, провинившийся перед королём Людовиком XIV, участвовал в дуэлях и вдобавок переспал с его фавориткой. Вот Людовик и сослал де Брезе в Россию, воюющую с Швецией. Там он знакомится с доверенным лицом Петра I Григорием Вороновым, и они становятся друзьями, готовыми прийти друг другу на помощь в трудную минуту.
- Тяжело было сниматься? - Могу похвастаться: с фехтованием у меня проблем нет, во всех сценах я фехтую сам. На лошадях тоже езжу сам, хотя тут было сложнее – пришлось специально обучаться.
- Вы участвовали и в эротических сценах. - О, это был самый сложный трюк! Поначалу было тяжело, непривычно. Тут главное – сработаться с партнёршей, и у нас с Ксюшей Князевой всё получилось – режиссёрская установка была выполнена.
Погода начала портиться, казалось, дождь неминуем, а значит, натурные съёмки не состоятся. Но из «харчевни» вышел Рясков, посмотрел на небо и уверенно сказал: «Солнце будет». И тучи, как по волшебству, уплыли прочь, и выглянуло солнце. Тут подоспел обед, во время которого мы побеседовали с режиссёром:
- Как возник замысел фильма «Слуга государев»? - Однажды я натолкнулся на мемуары некого французского дворянина де Брезе, сосланного в Россию Петровской эпохи за участие в дуэлях, в переводе Пушкина. Так возникла идея сценария. Временная палитра, к которой я обратился, изобилует романтическими событиями, похождениями. Мой фильм – это попытка посмотреть на Россию глазами иностранца, не вставать на чью-либо сторону и не искать плохих и хороших, а рассказать о судьбах людей, которые рисковали ради чести и любви своими жизнями.
- Долго подбирали актёров на главные роли? - Долго. Особенно на главную женскую роль. В итоге мы остановили свой выбор на Ксении Князевой. Хотя по поводу некоторых мужских ролей тоже были жаркие споры. Безусловным козырем в картине будет участие молодого актёра Дмитрия Миллера.
- Много ли в фильме компьютерной графики? - Увы, да – это во мне говорит продюсер. Компьютерная графика безумно увеличивает бюджет. Однако картинка того стоит. Не хочу выдавать всех тайн, но достаточно будет сказать, что с нами работают несколько студий.
Для съёмки следующего эпизода группа перебирается в соседнюю деревушку. По сценарию шведские солдаты, разграбив русскую деревню, уходят и поджигают избы, а по деревне в ужасе мечутся крестьянки. Мало того, что сцена сама по себе сложная, так ещё её надо снять с одного дубля – избы-то сгорят! По закону, такой масштабный «поджог» нельзя осуществлять без участия дежурящего поблизости пожарного расчёта, а пожарные – любопытный факт – во время тушения запланированных пожаров устраивают своим новобранцам своеобразный экзамен и норовят давать киношникам ценные указания, как поджигать, чтобы веселее горело. В ожидании огнеборцев «шведы» разлеглись на травке и, подобно героям другого известного фильма, затянули «Чёрного ворона». Молодые «крестьянки» уселись на завалинку и закурили, а пожилая актриса Валентина Березуцкая начала беззлобно их журить. Актёры-дети, среди которых и дочка режиссёра Наташа, подражая взрослым, затеяли фехтовальный поединок на палках. Наконец наступает ключевой момент съемочного дня. «Камера! Начали!», - кричит режиссёр, и «шведы» начинают бросать на крыши изб зажженные факелы. Вскоре от хорошеньких избушек остались лишь груды тлеющих брёвен.
Солнце клонится к закату. Под шквал аплодисментов Бухаров хлопает бутылкой шампанского, а актёры, бутафоры, костюмеры и все-все-все бросаются обниматься, и лишь Рясков устало улыбается – у него впереди ещё очень много работы.
Роман ШИРОКОВ
|