Главная Биографии Луи Де Фюнес
Луи Де Фюнес

Онлайновый журнал «Суперстиль»

 

ЛУИ ДЕ ФЮНЕС

Гений и деспот

Мнимый раввин Якоб, одержимый манией величия дон Салюсте, охотник за Фантомасом комиссар Жюв – все эти образы создал актёр, чья карьера складывалась очень непросто. Что в конечном итоге не могло не сказаться на его характере, который иначе как скверным не назовёшь.

Представитель знатного португальского рода, осевшего во Франции, Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарса родился 31 июля 1914 года. В юности Луи работал чистильщиком обуви, скорняком и коммивояжёром, а в кино подался в 1945-м году, но слава долго обходила его стороной. На Фюнеса обратили внимание только после выхода на экраны 75-го (!) фильма с его участием. В одной из газет была напечатана рецензия на комедию «Папа, мама, служанка и я», в которой вскользь упоминался «молодой и перспективный актёр по имени Луи де Фюнес». К тому времени «молодой и перспективный» разменял уже пятый десяток. А в 1958-м он наконец-то получает свою первую главную роль – браконьера Блеро в ленте «Не пойман – не вор». Но это ещё не триумф. Лишь в 1964-м году, когда в прокат выходят картины «Фантомас» и «Жандарм из Сен-Тропе», во французской комедии начинается новая эпоха. Эпоха Луи де Фюнеса.
Фюнес – комик феноменальный. В его актёрском багаже было всего два типажа – кретин в погонах и эксцентричный проходимец. И того, и другого он играл в абсолютно одинаковой манере; более того, все его персонажи похожи, как близнецы-братья. Первое впечатление от Фюнеса вообще скорее отрицательное – какой-то малопривлекательный человечек суетится, кривляется, строит рожи и, собственно говоря, всё. Никакой вам чаплинской пронзительной трагикомичности, никаких внутренних драматических переживаний типичного фернанделевского «великана с душой ребёнка», никакого тончайшего шарма и благородства, присущего жуликам и бродягам в исполнении Тото. Чистая буффонада, балаган, развлекалочка. И тем ни менее Фюнес в своём ремесле был гением.

Когда его комиссар Жюв при малейшем скрипе двери истошно орал: «Фантомас! Это Фантомас! Немедленно арестуйте его!», зрители хватались за животы. Когда его жандарм Крюшо учил своих подчинённых смотреть ему прямо в глаза, зрители сползали с кресел. Ну а когда его мсье Барнье из «Оскара» «вытягивал» свой нос и тщился «отрезать» его воображаемыми ножницами или с лукавым и самодовольным видом начинал отстукивать бравурные марши на чемоданчике с драгоценностями, зрители уже не смеялись – зрители бились в истерике. А он всё стучал и стучал…

У каждого артиста должен быть свой «Гамлет» - роль, о которой грезишь, к которой стремишься порой всю жизнь. У Фюнеса таким «Гамлетом» был Гарпагон – жадный и вредный старикашка из комедии Мольера «Скупой». За несколько лет до смерти Фюнесу удалось осуществить свою мечту – в экранизации знаменитой пьесы он не только исполнил главную роль, но и выступил в качестве автора сценария и постановщика. Фильм, увы, провалился в прокате. И без того слабое сердце Фюнеса стало давать сбои; он понимал, что его безграничной популярности постепенно приходит конец.

А ведь в «Скупого» Фюнес не просто вложил душу, он, по сути, сыграл себя самого. Актёр, смешивший весь мир, вне экрана был угрюмым и мнительным человеком, тиранившим семью. Днём Фюнес собственноручно ухаживал за розами, удил рыбу или просто разгуливал по родовому замку своей супруги (он был женат на Жанне де Мопассан, внучке писателя), причём всегда держал при себе заряженный пистолет. По вечерам со связкой ключей обходил все комнаты, и не дай Бог, кого-либо из домочадцев не оказывалось на месте – скандал с рукоприкладством был обеспечен. Своего взрослого сына Фюнес однажды заставил отнести обратно в магазин ботинки, так как счёл, что они слишком дороги, и велел впредь покупать только кеды. Вообще, с сыновьями он не церемонился и настаивал, чтобы они тоже стали актёрами. Лишь после смерти отца Патрик смог начать врачебную практику, а Оливье сесть за штурвал самолёта.
Умер Луи де Фюнес 28 января 1983 года. Его последними словами, обращёнными к жене, были: «Я скучаю один в своей комнате…».

Роман ШИРОКОВ